Курс Валют на 23.04.2024: Доллар 93,25руб.   Евро 99,36руб.   Йена 154,74руб.   CNY 12,85руб.

Модерн: живая душа старого Харбина

В городе  Харбине  (провинция Хэйлунцзян)  в рамках Дней российской культуры в Китае с большим успехом прошла выставка «Модерн»: живая душа старого Харбина. Выставка истории и культуры русской эмиграции в Харбине». Она стала одним из самых заметных событий  в рамках обширной программы, приуроченной к  120-летию с начала строительства Китайско-Восточной железной дороги. Город Харбин, основанный русскими в конце XIX века благодаря  большому притоку эмигрантов из революционной России стал  культурным  центром Cеверо-Восточного Китая.

В выставке, организованной  по инициативе администрации г. Харбина и государственной китайской корпорации «Модерн», приняли активное участие с русской стороны Центр изучения дальневосточного зарубежья, Амурский государственный университет (г. Благовещенск),  Государственный музей-институт семьи Рерихов (г. Санкт-Петербург), Государственный литературный музей (г. Москва), межнациональная газета «Утро Востока» (г. Владивосток).

Посетителям выставки были представлены около полутысячи  экспонатов, которые знакомили с историей КВЖД, театра, музыки и кинематографа первой половины ХХ  века. С историей блистательного отеля-театра-ресторана «Модерн», имеющего более чем столетнюю историю.  Эта выставка готовилась совместными усилиями в течение года. С российской стороны огромную работу проделала Анна Забияко,  профессор Амурского государственного университета, куратор выставки (она же написала сценарий к документальному фильму «Модерн»: живая душа старого Харбина»). Большой  вклад в этот проект внёс Андрей Плутенко, ректор Амурского государственного университета. С китайской – прежде всего представители  корпорации «Модерн» Лю Жуйцян, Юй Дэчжи, Ли Юнцин.  

«Мы очень рады, что Китай принял историю России  как свою. Я думаю, что пример отеля «Модерн» –  наиболее плодотворный для подражания, – сказала Анна Забияко . – Это тот путь, которым должны следовать и университеты, и научные сообщества, и, конечно, музеи, административные органы». 

 

Из истории «Модерна»

Знаменитый харбинский отель-театр-ресторан  «Модерн» был  построен  в 1913 году архитектором С.А. Венсаном. Он стал одним из первых отелей европейского уровня и стиля, средоточием экономической, политической и культурной жизни Харбина. Девиз его владельца г-на Каспе звучал так: « Или делать всё первоклассно  или не делать вовсе».   Сейчас с этим девизом живёт и работает  руководство корпорации «Модерн».  С постройкой «Модерна» и началом его ресторанной, кино- и театральной деятельности Харбин по праву смог носить  звание Восточного Парижа. В разные годы в «Модерне» останавливались и выступали  И. Козловский, С. Лемешев, А. Вертинский, Ф.Шаляпин.  На сцене его театра выступали лучшие оперные певцы. Знаменитая театральная труппа г-на Томского показала здесь свыше 600 спектаклей. Кинотеатр «Модерн» одним  из первых стал показывать новинки звукового кино.

Сегодня «Модерн» - живое свидетельство истории и славы международного, фантастического города Харбина. Душа старого города осталась жить в «Модерне».  А его новая история отражает в миниатюре историю нового Харбина. 

На выставке можно было  увидеть экспонаты, связанные с жизнью и творчеством выдающихся деятелей культуры, в том числе тех, кого по праву называют легендами русского Харбина. Так, музей-институт семьи Рерихов (директор Алексей Бондаренко) представил экспозицию «Николай Рерих: китайские страницы жизни учёного, философа, художника» и свыше 40 его картин. Государственный литературный музей (заместитель директора по научно-фондовой работе Алексей Невский)  познакомил с творчеством  блистательного Александра Вертинского, предоставив снимки, документы китайского периода его жизни, а также редкие записи песен в его исполнении. Оригинальные сценические костюмы и подиумные наряды известной поэтессы и танцовщицы Лариссы Андерсен, выступавшей на сцене театра «Модерн» во второй половине 1930-х годов, лично знавшей семью Рерихов и Александра Вертинского, предоставила Тамара Калиберова, хранитель собрания Л. Андерсен, которое сейчас находится во Владивостоке.  

За шесть дней работы выставки её посетили около 100 тысяч человек.

Из истории Харбина. Этот удивительный город, расположенный на самой северной  широте Китая, административный центр северо-восточной провинции Хэйлунцзян, во всех русских газетах  начала XX века его  называли Восточной Москвой. Сами китайцы величают  его Жемчужиной на лебединой шее или Северной драгоценностью. Сегодня это самый посещаемый русскими туристами город в Китае. Здесь проживает около 15 миллионов человек. Строится метро.  

А начало Харбину положил секретный договор, подписанный  22 мая 1896 года (ст. стиль) в Москве, по которому китайское правительство разрешило Русско-китайскому банку построить и эксплуатировать железную дорогу на территории Северо-Восточного Китая на условиях концессии. Строительство было возложено на специально учрежденное Общество КВЖД, получившее юридическое право и на управление полосой отчуждения. Первая дата в хрониках города – несколько недель лета 1897 года, на которые пришлись изыскания инженера Адама Шидловского, нашедшего идеальное место на пересечении будущей дороги с рекой Сунгари, впадающей в Амур неподалеку от Хабаровска, и её притоком Ашихэ.

Собственно история Харбина для русских началась 28 мая 1898 года (ст. стиль), когда к временной пристани, расположенной приблизительно в районе Центральной улицы, подошёл колёсный пароход «Благовещенск», на котором из Хабаровска прибыли строительное управление КВЖД и первые русские. Именно этот день у старых русских харбинцев считался днём рождения Харбина.

Строительство дороги разворачивалось бурно, хотя работать приходилось в сложных условиях. На КВЖД трудилось около пяти тысяч русских. Это были инженерно-технические работники, служащие, квалифицированные рабочие. Представители всех национальностей тогдашней России. Несмотря на все трудности, в результате пятилетнего напряжённого труда к 1 июля 1903 года основные работы согласно Первому проектному плану Харбина были завершены. Строительное управление КВЖД передало в эксплуатацию рельсовый путь общей протяженностью в 2373,27 версты. С этого дня началось пассажирское сообщение по КВЖД. Два раза в неделю с Курского вокзала из Москвы стали регулярно отходить экспрессы на Восток. 

Харбин к этому времени отвечал уже почти всем европейским требованиям градостроительства и по уровню комфорта занимал одно из первых мест среди русских городов. Выстроить город на середине пути, соединяющем несоединимые прежде миры, – именно так воспринимали строители Харбина свою миссию. Но поистине русским городом Харбин стал после 1917 года, когда в России произошла Октябрьская  революция. Сюда  хлынул поток эмигрантов. К началу 1920-гг., по мнению историков, здесь проживало уже свыше 200 тысяч русских. Некоторые учёные утверждают, что эта цифра была почти в два раза больше. 

Тамара КАЛИБЕРОВА, фото автора, Алексея БОНДАРЕНКО, Юлии БУДНИКОВОЙ 

Яндекс.Погода

Посмотреть все

Издательство Валентин представляет лучшие книги:

Земля Вольной Надежды. Книга 4Переселение корейцев на Дальный Восток Росии 1860-... Цена: 200 руб.

Земля Вольной Надежды. Книга 5 Раздольное: исторические события и личности Раздольное: исторические события и личности.... Цена: 200 руб.

Депортация. 1937 Депортация. 1937, &nbs... Цена: 600 руб.

Земля вольной надежды. Книга 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинского районаКнига 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинск... Цена: 200 руб.

Рисунки Белки Собрание сочинений в 4 т. Том 1./ А.А.Ким; - ... Цена: 300 руб.

Путь русского офицера. Записки из германского плена  Н.М.Адерсон; сост.Т.Н.Калиберова; предисл.:В... Цена: 200 руб.

Православие и корейцы: сборник статейПравославие и корейцы: сборник статей / Ав... Цена: 600 руб.