Электронная версия газеты "Утро Востока". Ежемесячное издание.
Курс Валют на 20.03.2023: Доллар 76,6руб. Евро 81,46руб. Йена 133,47руб. CNY 11,12руб.
В Париж к ЦветаевойПод занавес 2016 года, в середине декабря, мне довелось побывать в последней
Квартира, изменившая судьбу
«Дорогая Людмила, я жду вас с друзьями у Марины по адресу: 65 rue J.-B. Potin 92170 Vanves. Обнимаю, Флоран». Прочитав эту записку, я растерялась. Ведь Марина Цветаева проживала по этому адресу в середине 1930-х годов, и с тех пор прошло почти восемьдесят лет, а Флоран сообщает так, будто она сейчас сидит за письменным столом и пишет: Мой письменный верный стол! Спасибо за то, что шёл Со мною по всем путям Меня охранял — как шрам. Несмотря на трудные, порой нищенские условия жизни семьи, у Цветаевой всегда была «победа» письменного стола над бытом! Марина Цветаева была Поэтом во всём и всегда, мыслила и чувствовала стихами. Её исключительность вызывала эту несовместимость с окружающей жизнью, с людьми. «Я пережиток тургеневской женщины», – говорила она о себе. И вот я иду на встречу с Ней, в её квартиру, и кажется, что перехожу в другое измерение. Мы собрались у дома, на стене которого не так давно появилась мемориальная доска со стихами Марины Цветаевой на французском. На пороге дома нас уже ждал Флоран Дельпорт – историк, преподаватель немецкого языка, музыкант, актёр, одним словом, интеллигентный француз. Он совершенно случайно купил эту квартиру, как оказалось, отмеченную судьбой, на окраине Ванва. Сама Цветаева писала об этом доме с умилением: «Мы живём в чудном 200-летнем каменном доме, в чудном месте, на чудной каштановой улице, у меня чудная большая комната с двумя окнами, и в одном из них с огромным каштаном… Это моя главная радость…» Мы ищем глазами цветаевский каштан, но, увы, он уже срублен «цивилизацей», и только какая-то невидимая птичка настойчиво поёт среди оставшейся зелени. Этот дом помнит семью Марины Цветаевой: мужа Сергея Эфрона, дочь Алю (Ариадну), сына Мура (Георгия). Здесь ничего не изменилось с тех пор. Подтверждение тому – старая фотография, которая есть у Флорана. Известно, что как
раз в те годы кто-то подарил Цветаевой фотоаппарат, и она всерьёз им увлеклась. Благодаря этому сохранилось много её снимков с друзьями, с детьми, на отдыхе, дома… Несколько лет тому назад телефонный звонок резко изменил жизнь Флорана Дельпорте. Ему позвонила Александра Свинина, русская студентка Сорбонны, и попросила разрешения снять репортаж о Марине Цветаевой, жившей в этой квартире в течение четырёх лет… С этой минуты Флоран занялся русским языком, стал учить стихи Цветаевой, покупать её книги, собирать фотографии, работать в архиве, ездить в Россию. К слову, в прошлом году один из бывших владельцев квартиры (всего их после отъезда М. Цветаевой было четверо, Флоран - пятый) подарил письменный стол Марины в московский музей. Флоран - высокий, красивый, с открытой улыбкой и открытой душой, всегда рад принять «у Марины» всех, кто влюблён в её творчество. А когда он садится за пианино (инструмент стоит в бывшем кабинете М. Цветаевой) и начинает импровизировать на её стихи, кажется, она сама передала ему это особое отношение к поэтическому слову, эту энергию чувств, которой он заполнил всё пространство квартиры, дома. Цветаева могла бы стать прекрасной пианисткой (её мама прикладывала к этому большие усилия), но это был «ребёнок, обречённый стать поэтом». Может быть,
поэтому Марина воспринимала мир музыкально. Звуковое многообразие поэзии Цветаевой, яркость и необычность метафор, гибкость, лёгкость, и в то же время богатство слова, отражающее многоголосье жизни и её безнадежное одиночество: … В большом и радостном Париже Мне снятся травы, облака, И дальше смех, и тени ближе, И боль как прежде глубока. Флоран продолжает знакомить с квартирой Марины: вот спальня, камин, который спасал от холода. Планировка осталась прежней. А вот бюро, на русский манер – кабинет. Везде фотографии Марины, даже на стене в кухне. И много-много книг… - Марина с детства проваливалась в книжный мир, она жила книгами, и Пушкин формировал её отношение к поэзии, - продолжает свой рассказ Флоран. - Не случайно в этой квартире в 1937 году она написала «Моего Пушкина», эссе-воспоминание. Это портрет души Пушкина и её самой... Рвались стихи и жизнь рвалась… Мы рассаживаемся в гостиной, слушаем Флорана и рассматриваем многочисленные альбомы с фотографиями, вырезками из газет и журналов, выписками из архивных документов… Кто-то сказал, что настоящая биография Цветаевой ещё не написана. Быть может, это удастся сделать Флорану... Но Цветаева – безмерна… Её любовь к миру всегда была с дерзостью вызова. Это поразительная неподражаемость Цветаевой: «Я не верю стихам, которые льются! Рвутся – да!» Но «рвались» не только стихи, рвалась сама жизнь. Именно в этой квартире случилось: «Иных времён, иных картин провижу я начало». 15 марта 1937 года дочь Аля Эфрон получила советский паспорт и, счастливая, полная энтузиазма, уехала в Москву, навстречу страшным испытаниям – 17 лет лагерей. Сергей Яковлевич Эфрон, разочарованный в белом движении, любой ценой хотел вернуться в Россию. Начиная с 1930-х годов он активно включился в работу Союза возвращения на родину и сотрудничал с иностранным отделом ОГПУ в Париже. Есть подозрения, что он был замешан в похищении председателя Русского общевоинскогосоюза генерала Миллера, а также причастен к убийству невозвращенца Игнатия Рейса. Сергей Эфрон в октябре 1937 года спешно бежал через Гавр пароходом в Ленинград. В квартиру Цветаевой нагрянула с обыском французская полиция. Этот полицейский протокол, составленный с подробным описанием квартиры, послужил доказательством, что именно здесь жила семья Марины. Копию этого протокола Флоран бережно хранит и знает уже наизусть. Цветаева не интересовалась политикой, она верила своему Серёже всю жизнь. Когда с остатками белой армии Эфрон покинул Россию, Марина, искавшая его и нашедшая через Эренбурга, писала: «Если Бог сделает это чудо – оставит вас в живых, я буду ходить за вами, как собака». Вот «как собака» она и поедет за ним в Москву… А французской полиции в 1937-м она ответила так: «Его доверие могло быть обмануто, моё к нему остаётся неизменным». И Марина начала готовиться к отъезду. В марте 1938 года она писала друзьям: «…А сейчас
усиленно разбираю свои архивы: переписку за 16 лет… и конца и краю не видно. Тяжелое это занятие: строка за строкой – жизнь шестнадцати лет, ибо проглядываю всё. (Жгу тоже пудами)». Я смотрю на камин и представляю, сколько слов, энергии Цветаевой поглотил его огонь. Сколько было невысказанной боли – высказать было некому: сын Мур её совсем не понимал. Она раздаривала свои вещи, книги, мебель, потому что уже летом 1938 года должна была освободить эту квартиру. Лето Цветаева провела с сыном в деревне на море, а осенью въехала временно в дешёвую гостиницу в Париже. Марина с Муром уехали из Парижа 12 июня 1939 года. Их никто не провожал… Тоска по родине! Давно Разоблачённая морока! Мне совершенно всё равно – Где совершенно одинокой Быть… Марина Цветаева родилась в эпоху гениев, когда золотые голоса Серебряного века появлялись на свет с завидным постоянством: Блок – 1880 г., Ахматова – 1889 г., Пастернак – 1890 г., Мандельштам – 1891 г., Цветаева – 1892 г., Маяковский – 1893 г. Они знали друг друга, любили, восхищались, посвящали стихи. Но щедрее всех была Марина. К Блоку у неё была «поэтическая коленопреклонённость», она называла его «современным Орфеем», «сплошной совестью», воплощением Духа. Ахматову – «златоустой Анной всея Руси». Мандельштама любила «с его неизменной магией каждой строчки». Пастернака определила как «световой ливень». Марина Цветаева обладала уникальным даром – восхищаться чужими талантами. Наши споры-разговоры прервал звук гитары. Певица Людмила Полей начала импровизировать: Всё повторяю первый стих И всё переправляю слово: «Я стол накрыл на шестерых»... Ты одного забыл - седьмого. ………………………………. ...Никто: не брат, не сын, не муж, Не друг - и всё же укоряю: - Ты, стол накрывший на шесть душ, Меня не посадивший - с краю. Это последнее стихотворение Цветаевой, написанное 6 марта 1941 года. Оно посвящалось молодому талантливому поэту Арсению Тарковскому… Мне вспомнился рассказ одного человека, который видел Марину Ивановну только один раз в жизни. Это было весной 1941 года. «Я стоял в очереди за зарплатой вГослитиздате и увидел Цветаеву, – рассказывал он. – Это была немолодая женщина, с седыми волосами, неухоженная, с замкнутым лицом. И в одно мгновение лицо её преобразилось, стало счастливым, светящимся, ожидающе женственным. Она вся потянулась к вновь вошедшему – это был Тарковский…» В эти жуткие дни (дочь и муж уже были арестованы) как необходим ей был кто-то, кто бы поддержал, понял душу, – никого. Она записала: «У меня нет друзей, а без них – гибель». … Голос Флорана вернул в действительность: «Предлагаю читать стихи Марины, написанные в этой квартире». За этот ад, За этот бред, Пошли мне сад На старость лет. Эти строчки родились здесь, в этих стенах, в октябре 1934 года… Её знаменитое стихотворение «Сад». Спустя некоторое время хозяин квартиры пригласил всех пить чай. Пользуясь общей суматохой, я вошла в спальню Цветаевой и, пристроившись у края каминной доски, стала торопливо записывать строки, пришедшие вдруг: Мне слышатся неслышные шаги, Мне кажется – огонь горит в камине…. Но только ветер в листьях шелестит, А на стене – портрет Марины. Мне кажется, что вдруг войдёт она, Пройдёт меж нас и не заметит, Но только ей знакомая луна, Задержится печально на портрете. Мне чудится, что кто-то пишет стих, Густой и терпкий, словно куст рябины… Вдруг соловей под окнами затих И замер пред стихом Марины. Людмила МАРШЕЗАН, Париж Календарь событий. Май 1922 г. – Марине Цветаевой разрешили уехать с дочерью Ариадной за границу. Впереди были 17 лет эмиграции, почти в полной нищете: Берлин, Прага, Париж. Июль 1934 г. – Марина Цветаева с семьёй переезжает на новое место жительства по адресу: 33 rue J.-B. Potin 92170 Vanves (при них изменился номер дома – стал 65). 1935 г. – встреча Марины Цветаевой с Борисом Пастернаком на Конгрессе писателей. Обострение отношений в семье: все, кроме Марины, стремятся вернуться в СССР. Март 1937 г. – отъезд дочери, Ариадны Эфрон, в Советский Союз. Осень 1937 г. – участие мужа, Сергея Эфрона, агента НКВД, в политическом убийстве. Допрос Эфрона французской полицией. Его бегство в Советский Союз. Допрос М. Цветаевой французской полицией. 1938 г. – Марина Цветаева начинает готовиться к отъезду в СССР: разбирает архив, переписку, рукописи. Большую часть архива передаёт М. Н. Лебедевой (пропал во время немецкой оккупации Парижа). Оставшуюся часть передаёт профессору Е. Э. Малеру. Июнь 1939 г. – Марина Цветаева с сыном уезжают в СССР.Август 1939 г. – арест дочери Ариадны. Октябрь 1939 г. – арест мужа Сергея Эфрона. 8 августа 1941 г. – Марина Цветаева уезжает из Москвы в эвакуацию в Елабугу. 31 августа 1941 г. – Марины Цветаевой не стало. Самоубийство. 10 октября 1941 г. – расстрелян Сергей Эфрон. 1944 г. – гибель на фронте сына Георгия Эфрона. 1956 г. – возвращение Ариадны Эфрон из лагерей и ссылок. 2000 г. – разрешён доступ к архиву Марины Цветаевой |
Посмотреть все
Издательство Валентин представляет лучшие книги: ![]() Земля Вольной Надежды. Книга 4Переселение корейцев на Дальный Восток Росии 1860-... Цена: 200 руб. ![]() Земля Вольной Надежды. Книга 5 Раздольное: исторические события и личности Раздольное: исторические события и личности.... Цена: 200 руб. ![]() Депортация. 1937 Депортация. 1937, &nbs... Цена: 600 руб. ![]() Земля вольной надежды. Книга 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинского районаКнига 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинск... Цена: 200 руб. ![]() Рисунки Белки Собрание сочинений в 4 т. Том 1./ А.А.Ким; - ... Цена: 300 руб. ![]() Земля вольной надежды. Книга 2. Тревожные годы Приморья (1917-1922). Свидетельства эпохи Земля вольной надежды. Книга 2. Тревожны... Цена: 200 руб. ![]() Путь русского офицера. Записки из германского плена Н.М.Адерсон; сост.Т.Н.Калиберова; предисл.:В... Цена: 200 руб. ![]() Православие и корейцы: сборник статейПравославие и корейцы: сборник статей / Ав... Цена: 600 руб. |