Курс Валют на 19.04.2024: Доллар 94,09руб.   Евро 100,53руб.   Йена 154,35руб.   CNY 12,98руб.

Речные люди ительмены

Мир узнал о них каких-то 250 лет назад – когда знаменитый путешественник и исследователь Георг Стеллер опубликовал отчёт о своём пребывании на Камчатке.  

А между тем ительменам как народности чуть ли не пять тысяч лет. И большинство этнографов едины во мнении, что их пращуры около четырёх тысяч лет назад пришли в этот суровый край с северного Средиземноморья через Монголию, а далее по Амуру и Охотскому побережью. Их путь продолжался несколько столетий. Что гнало этих людей из благодатного края на Север, сейчас установить невозможно. Но маршрут более или менее прослеживается, поскольку от тюркских племён, через которые проходили, они унаследовали монголоидные черты лица и лунный календарь, а от древних греков и скифов – мировоззрение. 

Сами себя они называли итэнмэн, что перевести можно так – «тот, кто здесь живёт». 

Интересное дело: при крайне низкой организации общества, жившего по законам первобытнообщинного строя, ительмены потрясли первых исследователей своей поистине европейской мудростью. Некоторые их постулаты выглядят вполне современными и сегодня.  

Кому из нас не внушали, что человек – хозяин своей судьбы? А ительмены в это свято верили. «Надо жить сегодняшним днём», – так на современный язык можно перевести другое правило этого народа. А ещё речные люди считали, что всё в этой жизни зависит от случая. Не классический ли пример фатализма? 

Кстати, почему речные? Так определил Георг Стеллер, имевший возможность наблюдать за их жизнью. Они были в первую очередь типичными речными рыболовами. Заготавливали впрок кету, идущую на нерест, пеленгаса, краснопёрку. На втором месте после рыбалки был сбор таёжных дикоросов.

Когда в конце XVIII века на Камчатку пришли первые миссионеры, им совсем не нужно было напрягаться, объясняя аборигенам библейские истины о бессмертии души, воскресении и загробной жизни. Они и так с пелёнок знали, что всякая потерявшая жизнь тварь воскреснет, даже последняя мушка. И мир после воскресения будет куда лучше этого: бедные станут жить богаче, богатые – умереннее. И установится равенство. 

Тем не менее, христианизация ительменов шла туго, если не сказать практически никак. Язычество сидело в них прочно. Они никак не могли принять единобожия, считая, что не может одно, пусть даже самое верховное существо управлять всем многообразным миром: деревьями, водой, рыбой, зверьём, ветром, звёздами… 

Противостояние на почве верований местного населения и пришлых людей религиозной войной назвать, конечно, нельзя. Но в итоге численность ительменов, коих Стеллер насчитал 15 тысяч человек, к концу XIX столетия уменьшилась почти втрое. Но не только физическое истребление чуть не привело к исчезновению целого народа. В большой мере этому способствовал алкоголь, производимый из местного сырья русскими поселенцами. Организм северян оказался совершенно не приспособленным к спиртному.

Согласно последней переписи населения ительменов  осталось не более 800 человек на всю Россию. Тем не менее, родной язык сохранился, и его даже изучают в камчатских школах.  

Яндекс.Погода

Посмотреть все

Издательство Валентин представляет лучшие книги:

Земля Вольной Надежды. Книга 4Переселение корейцев на Дальный Восток Росии 1860-... Цена: 200 руб.

Земля Вольной Надежды. Книга 5 Раздольное: исторические события и личности Раздольное: исторические события и личности.... Цена: 200 руб.

Депортация. 1937 Депортация. 1937, &nbs... Цена: 600 руб.

Земля вольной надежды. Книга 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинского районаКнига 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинск... Цена: 200 руб.

Рисунки Белки Собрание сочинений в 4 т. Том 1./ А.А.Ким; - ... Цена: 300 руб.

Путь русского офицера. Записки из германского плена  Н.М.Адерсон; сост.Т.Н.Калиберова; предисл.:В... Цена: 200 руб.

Православие и корейцы: сборник статейПравославие и корейцы: сборник статей / Ав... Цена: 600 руб.