Курс Валют на 17.12.2017: Доллар 58,9руб.   Евро 69,43руб.   Йена 112,14руб.   CNY 89,13руб.

Народности малые – проблемы большие

Во
Владивостоке на базе Приморской краевой публичной библиотеки им. А. М. Горького,
при поддержке учёных, Национального парка «Удэгейская легенда», Департамента
культуры Приморского края, сотрудники библиотеки в режиме non-stop провели «День
открытых дверей в страну удэге». Что это было – яркий праздник с танцами и
песнями или трибуна с горячими дискуссиями? В любом случае День оказался
интересным.

 

Вопросительный
и восклицательный

 

В
«Горьковке» (директор Александр Брюханов) народ работает креативный. Брифинг
для СМИ они назвали так - «Последний из Удэге?!». И пресс-конференция тут же вылилась
в «крик души». Особенно эмоциональным было выступление Надежды Селюк,
вице-президента региональной Общественной организации «Ассоциация малочисленных
народов Приморского края». «Жизнедеятельность коренных народов – больной
вопрос, - говорила она. – В нашем крае нет программы развития малочисленных
народов. Законы можно написать какие угодно, но как их исполнять, если нет
материальной базы? Нашему народу уже даже рыбу негде ловить. Удэгейцы
отправляются на рыбалку за сотни километров от дома, там их по пять раз в день
проверяют контролирующие органы, при самом незначительном нарушении отбирают
сети (они сегодня стоят дорого),   а три дня в неделю вообще запрещают лов».

Естественно,
разговор зашёл о национальном парке «Удэгейская легенда». Валентин Андрейцев,
президент Союза коренных малочисленных народов Приморского края, поддержал
Надежду Селюк. «Жители Красного Яра и Соболиного категорически против создания
национального парка, – сказал он. – Если правительство беспокоится о людях,
нужно им самим дать управлять своей жизнью. Прислушайтесь к общественному
мнению!». Валентин Андрейцев горячо болеет за свой народ, поэтому нередко
критикует официальные установки, если они вредят «лесным людям». Вот и в нашей
газете он уже подчёркивал: главная задача Союза – «защита прав и интересов
коренных малочисленных народов, подъём их экономики, сохранение и развитие
самобытной культуры». Кстати, на брифинге В. Андрейцев  верно подметил: «Культура держится на людях,
но о какой культуре можно говорить, если даже клубы в сёлах позакрывали. А
когда  страна лишается своей истории, у
неё нет будущего». И добавил: «Нам важно помочь на первом этапе, а дальше мы
сами научимся и зарабатывать, и налаживать свою жизнь, и культуру поднимать».

Владимир
Подмаскин, доктор исторических наук, профессор ИИАЭ ДВО РАН, тем не менее,
уверен, что государство старается сохранять культуру разных народов, но
необходимы общие усилия официальных  структур, научных подразделений и самих
коренных народов. «Будут законы, будут они исполняться – возродится народ», –
убеждён учёный.

Конечно,
вопрос создания национального парка до сих пор остаётся острым. С одной
стороны, представители коренных народов видят в этом покушение на их жизненный
уклад, с другой – парк нужен «в целях сохранения и восстановления природных
комплексов, а также с целью возрождения умирающей этнокультуры удэгейцев». Губернатор
края Владимир Миклушевский со всей серьёзностью подошёл к разрешению этой
дилеммы, заявив: «Коренные малочисленные народы будут принимать участие в
управлении национальным парком. Для этого следует внести изменения в
существующее законодательство. Я полностью на их стороне».

 

В
шаманки – из пионерок

 

Активное
участие в мероприятии принимала и Раиса Максимовна Андрейцева, вице-президент
Союза коренных малочисленных народов Приморского края. Удивительная женщина – общественный деятель, исследователь
и… шаман.

Сначала
я увидела её с бубном. В составе ансамбля этнического танца «Бонго» Раиса
Максимовна рассказывала легенды своего народа. Она кружилась вместе с девушками
в национальных костюмах, отбивала ритм бубном, комментировала: «Сейчас мы
покажем танец жизни, весны, позитива и пожелаем всем счастья». Очень захотелось
познакомиться с ней поближе.

Раиса
Максимовна умеет заворожить своей историей. Слушала я её и представляла, как
восьмиклассница, убегая утром в школу, рассказала маме показавшийся странным
сон. А мама обратилась к известной шаманке. «Передавай дочери свои знания, она
станет сильной шаманкой», – настоятельно посоветовала та.  Но Раиса тогда отмахнулась: «Я же пионерка!».
Только, как известно, от судьбы не уйдёшь. В 1983 году Р.М. Андрейцева
перенесла клиническую смерть, после которой и взяла в руки бубен. У рода Пеонка
этот дар передаётся по женской линии.

Куда
бы ни забрасывала её судьба, Раиса Максимовна, прежде всего, занимается
культурой удэгейского народа. Показывает: «Вот это рабочий халат, который я
полностью своими руками сделала. Здесь каждый узор «говорящий». Это, к примеру,
личина медведя. Я из рода медведей. Этот халат надеваю, когда ко мне приходят
за помощью».

Она
убеждена, что все люди должны гордиться своими корнями. Поэтому удивляется и
расстраивается, что молодые удэгейцы нередко стесняются своего происхождения.
Из-за этого пока не может найти себе молодую энергичную помощницу. К тому же
человек ей нужен с бойцовским характером, как у неё самой, – трудностей
хватает. Пригласил её директор работать в национальном парке, горы золотые
обещал. Поверила, что наконец-то сбудется мечта – сможет она открыть Центр
удэгейской культуры. Потому и переехала из Тернея в Красноармейский район. Поначалу
весь архив пришлось размещать в комнатке, которую выделил знакомый коммерсант,
потом он, естественно, арендную плату запросил, а откуда у пенсионерки деньги?
Сейчас в клубе комнатушку нашли. Мечта о Центре удэгейской культуры так и
остаётся мечтой.

«Национальный
парк, – возвращается она к больной теме, – будет успешен только в том случае,
если во главе встанет грамотный мудрый руководитель, который будет помогать
удэгейцам, брать их на работу. Наш народ трудолюбивый, добрый, только в
руководители никого из нас не допускают».

Мы
говорим о проблемах её народа. Нужно готовить свои кадры – медиков, учителей,
которые вернутся после учёбы на свою малую родину. Никто другой в эти
потрясающие по красоте, но трудные для жизни места не поедет. Андрейцева рассказывает:
«В районах компактного проживания ужасная ситуация. Нет работы, нет дорог.
Многое, конечно, от государства зависит, но и от руководителей общин, от самих
людей тоже. Если человек болеет душой за своё дело и получает материальную
поддержку, можно горы свернуть».

Она
знает, что муниципальным образованиям выделяются на эти цели немалые средства,
потому и пишет во все инстанции, требуя хоть что-то дать на развитие Центра
удэгейской культуры. Увы, когда из 1 млн 400 тыс. руб., отправленных в
Красноармейский район для поддержки коренных малочисленных народов, на нужды
культуры выделяется 150 тыс., даже у такого бойца, как  Р.М. Андрейцева, могут опуститься руки. Ей открыто
говорят, что для Удэгейского культурно-образовательного центра «Анига» (в
переводе с удэгейского – мама) в районе места нет.

Конечно,
не всё так безнадёжно. Недавно Андрейцеву пригласили работать в парке «Изумрудная
долина» под Уссурийском. «Буду там осуществлять свою мечту, – говорит, –
зарабатывать начну. Часть денег стану отдавать на создание музея удэгейской
культуры».

 

В
режиме non-stop

 

Пришедшие
в этот день в «Горьковку» уходить из библиотеки не спешили. Прежде всего,
привлекала внимание выставка декоративно-прикладного искусства «На пути к скале
сокровищ» (организаторы Национальный парк «Удэгейская легенда» (Красноармейский
район, с. Рощино); Приморская краевая общественная организация коренных
малочисленных народов «Кедр» (с. Вострецово, Красноармейский район); Владимир
Подмаскин со своей коллекцией).

Здесь
же можно было увидеть спектакль «Старик и леший» театра кукол национального
парка по мотивам удэгейских сказок, принять участие в ток-шоу «Всё до Kucha»
(Печа-Куча).

Ну
и, конечно, многие с нетерпением ждали эксклюзивный кинопоказ. Это был
фильм-ремейк «Лесные люди» производства студии «Зов тайги» (создатели Геннадий
Шаликов и Василий Солкин).

Рассказ
о рядовых удэгейцах XXI века на фоне жизни их соотечественников из 1928 года. Вечером
выдержавшие интересный марафон увидели авторскую программу Александра Брюханова
«Дерсу. Территория любви» с участием народного артиста РФ Владимира Сергиякова.

Автор: Ирина Назарова

Яндекс.Погода

Посмотреть все

Издательство Валентин представляет лучшие книги:

Земля Вольной Надежды. Книга 5 Раздольное: исторические события и личности.... Цена: руб.

Земля Вольной Надежды. Книга 4 Переселение корейцев на Дальний Восток Росси... Цена: руб.

Земля вольной надеждыКнига 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинск... Цена: 200 руб.

Рисунки Белки Собрание сочинений в 4 т. Том 1./ А.А.Ким; - ... Цена: 300 руб.

Станция надежды. Литературно-художественный альманах № 1 2012. Ст... Цена: 100 руб.

Путь русского офицера. Записки из германского плена  Н.М.Адерсон; сост.Т.Н.Калиберова; предисл.:В... Цена: 200 руб.

Корейцы в Приморье2009: фотоальбом .- Владивосток: Издательство &laq... Цена: 250 руб.

Владивостоку -150Издательство «Валентин», 2010 – ... Цена: 350 руб.