Курс Валют на 17.12.2017: Доллар 58,9руб.   Евро 69,43руб.   Йена 112,14руб.   CNY 89,13руб.

Детище революции. Из истории уникального театра

Окончание.

Перевести корейский театр во Владивосток, изменить его
статус (с передвижного на стационарный) убеждал власти ещё первый его директор  Ким Тхя. «…Поскольку Владивосток - культурный
центр, в котором культурно-массовая работа успешно осуществляется формами
театрального искусства, желательно 
перемещение корейского театра во Владивосток», - писал он в марте 1933
года в своём обращении в Приморский обком ВКП(б). Ким Тхя всё продумал. Он успел
провести предварительные переговоры с руководством китайского театра, коллеги
по сцене были готовы предоставить для корейских спектаклей свои площадки.
Помещения для начальной работы давал корейский клуб им. Сталина (он находился в
Старокорейской слободке, на ул. Хабаровской, д. 14).  

Как верно заметил один из партийных функционеров горкома
ВКП(б) в докладной записке вышестоящему начальству (от 28 июня 1933 года): «На
территории города находится корейский театр, … который многое может дать для
обслуживания корейских колхозов и городского трудящегося корейского населения».
И театр давал (несмотря на сложные условия своего существования, «обезглавленный»,
без директора). Только за первые шесть месяцев после восстановления труппы, с
июля 1933 года по 25 января 1934-го, театр сделал  18 постановок.

Надо сказать, что после ареста директора Ким Тхя весной
1933 года найти нового руководителя для театра с новым названием – Владивостокский
краевой корейский театр - оказалось делом непростым, даже при том, что идею корейского
театра поддерживал Приморский обком ВКП(б). Нужен был человек знающий театр и владеющий
корейским языком. В течение года, с июля 1933 года по июль 1934-го, театром
руководил 34-летний Тен Ху-гем. До своего назначения на эту должность он  окончил совпартшколу, работал во Владивостокском
гороно, затем  в составе двухтысячников
был направлен руководителем культбригады в Черниговский район.

В июле 1934 года по предложению Приморского обкома
ВКП(б) на должность директора был назначен 30-летний Виктор Леонтьевич Тен. За
плечами у него были четырёхклассное городское училище, партшкола сокращенного
типа, работал инструктором Владивостокского окрисполкома, заместителем редактора
корейской газеты, помощником директора корейского интерпединститута.

(Забегая вперед, хочется сказать, что в роковом 1937
году директором театра вновь значился Тен Ху-Гем, так свидетельствуют архивные
документы).

 С первых
январских дней нового 1934 года, благодаря активной поддержке Приморского
обкома и Владивостокского горкома ВКП(б), корейский театр начинает обретать
почву под ногами, «… особенно в смысле усвоения театральных знаний и
совершенствования актёрского мастерства». Изменилось отношение власти к
уникальному театру, но что ещё важнее - изменился подход к формированию актёрского
состава. Если в первый год существования театра труппу подбирали в основном по
знакомству, то теперь набор вёлся на конкурсной основе, личном собеседовании.
При этом приветствовались практические навыки, например, участие в самодеятельных
драмкружках.

С середины 1934 года театр в новом составе приступил к
работе. Для расширения репертуара организуются встречи, диспуты, театр пытается
заручиться поддержкой корейских писателей. При этом большое внимание уделяется активизации
творческой инициативы самого коллектива. Во главу угла ставится повышение
культурного уровня актёров, проводятся лекции по вопросам искусства,
драматургии, актёрского и оформительского мастерства, музыки.

Одной из важных составляющих в творческой работе театра
становится поиск собственной национальной формы. Изучаются национальные песни,
корейская музыка и танцы, классическая  национальная драматургия. И если сначала репертуар
корейского театра почти ничем не отличался от клубных агиток, то к концу 1934 -
началу 1935 года он стал ставить серьезные пьесы, такие как «Факел», «Сигнал», «Тянханмонт».
В репертуаре появилась классическая музыкальная пьеса XVIII века «Чунхянден» (по форме она напоминала оперетту). Для
молодого театра, родившегося практически на пустом (в смысле профессионализма)
месте, это было довольно смело. Прежде чем ставить такую «историческую» пьесу, необходимо
было найти людей, знающих быт той эпохи, национальную музыку, имеющих
национальные музыкальные инструменты.

 Для того чтобы отыскать
таланты, выявить лучших певцов, танцоров, барабанщиков, театр провёл конкурс.
Он также организовал встречу со зрителями, темой которой стала корейская культура,
быт. И это помогло актёрам, так как они узнали много нового, интересного о
жизни корейского народа.

В течение 1934 года, приложив немалые усилия,
корейский театр организовал 26 выездных спектаклей и 37 спектаклей во
Владивостоке. Их  посетили 27500 человек.
Только за первое полугодие 1935 года  он
показал 25 выездных спектаклей и 52 - во Владивостоке. В июле 1935 года корейский
театр получил помещения клуба им. Сталина (зал – на 300 посадочных мест) уже под
постоянную площадку. Его перевели на стационарное положение. Но и в новом статусе
театр не отказался от «гастролей». За 1935 год он показал сельским зрителям 34
спектакля. А вообще, за первые три года своего существования уникальный театр
обслужил десятки тысяч корейских трудящихся Владивостока, Артёма, Сучана (ныне
г. Партизанск), Посьета, Уссурийской области (она существовала с 1934 по 1943 г.
– Прим. авт.)

Если продолжить театральную «статистику», то в 1936 году
труппа шесть раз выезжала в районы Приморской области, дала 151 спектакль, на
них побывали около 48 тысяч зрителей, почти половина из них – сельчане, жители Сучана,
Шкотово, Артёма, колхозники Посьетского (Хасанского), Будённовского (Партизанского),
Владивостокского (Надеждинского) районов.

 Помимо
спектаклей театр ежемесячно устраивал детские утренники, организовывал
зрительские конференции и творческие встречи с корейскими драматургами,
писателями. При театре появился самодеятельный пионерский кружок, где корейские
дети изучали национальные песни и танцы. Театр также организовал драматический
кружок при корейском педагогическом институте. И, конечно, корейская труппа поддерживала
тесную творческую связь  с театром им. М.
Горького. Актёры также активно участвовали в радиовещании на корейском языке, концертные
передачи в эфире на корейском языке почти полностью готовились силами работников
театра. На Всесоюзном самодеятельном радиофестивале театр получил первую премию
среди участников по Дальневосточному краю за хоровое исполнение песни на
корейском языке.

Расширяла труппа и формы работы с корейским сельским
населением: артисты участвовали в самодеятельных драматических кружках,
выпускали стенные газеты, проводили беседы со стахановцами-корейцами,
организовывали концерты и творческие встречи.

Общение со зрителями и писательской организацией, подбор
профессионально подготовленных педагогических кадров для организации учёбы
внутри коллектива. А ещё введение дополнительных дисциплин, таких, например, как
мастерство актёра, история театра, национальная песня и национальный танец,
изучение национальной драматургии народов СССР, дало возможность театру сделать
прорыв -  приступить к постановке переводных
пьес. Из четырех новых работ театра в 1936 году две - «Жизнь зовет» и  «Шестеро любимых» - это переводные пьесы. Две другие
- «Син Чер-сен» и «Студенты в Корее» - написали работник театра Тхай Дян-чун и режиссёр
Ен Сен-нен.

Любовь к национальному искусству и подвижничество -
вот тот фундамент, на котором держался корейский театр. А между тем он был первым
и единственным национальным театром не только на Дальнем Востоке, но и во всём
СССР. В зоне его обслуживания проживало до 200 тысяч корейцев. Такой уникальный
театр заслуживал более внимательного и заботливого отношения. Ведь проблем у
него немало. По большому счёту квалифицированных кадров не было. Состояние здания,
где разместился театр, оставляло желать лучшего: построенное в 1925 году, оно за
10 лет ни разу не ремонтировалось. Финансовая составляющая и
материально-бытовое положение актёров и работников театра тоже, увы, не
улучшалось. Жильё в основном было съёмное, зарплата небольшая. Этим можно было
объяснить срывы и неудачи, которые всё же случались в работе театра.

Приморский обком ВКП(б), признав, что политическое значение
корейского театра было недооценено, считал необходимым создать ему достойные условия
для творческой работы. Для этого решено было сделать следующее: в перспективе
построить новое здание для театра (а пока произвести капитальный ремонт
существующего); поднять зарплату актёров корейского театра до уровня «горьковского»;
увеличить штат труппы до 23-30 человек, музыкантов  - от 7 до 15 человек; отпустить средства для
приобретения музыкальных инструментов, оборудования для сцены и зала; поручить Дальгизу
издание корейских пьес для самодеятельных драматических кружков. И, наконец,
выделить труппе театра жилье в районе Амурской улицы.

Корейская труппа воодушевилась. Перспективных планов было
много. Среди главных – увеличить число гастрольных поездок, расширить их
географию, разнообразить репертуар. Руководство хотело создать  студию при театре для профессиональной
подготовки, полноценный национальный оркестр, а также отдельную  подвижную бригаду специально для обслуживания
сельских  районов. С 1936 года театр
начал работу по записи старинных корейских песен на ноты - впервые за всю
историю корейской национальной музыки. Оказалось, утверждение, что восточная
народная музыка не переводима на европейские ноты, не совсем верное. Правда,
работа эта была довольно сложной, но все же выполнимой.

 Судьба
корейского театра решилась в одночасье - после известного Указа 1937 года о
переселении корейцев из приграничных районов Приморья… Они разделили участь
тысяч своих соплеменников.

Архивная справка. На сентябрь 1937 года в труппе Владивостокского
краевого корейского театра числились 43 человека, в их числе: 21 артист (с  первой по четвёртую категорию), шесть
музыкантов, художник и его помощник, бутафор, заведующий сценой, костюмер,
водонос. И, конечно,  директор, худрук,
режиссёр, а также художественно-технический и хозяйственный персонал.

Автор: Щуковская Юлия

Яндекс.Погода

Посмотреть все

Издательство Валентин представляет лучшие книги:

Земля Вольной Надежды. Книга 5 Раздольное: исторические события и личности.... Цена: руб.

Земля Вольной Надежды. Книга 4 Переселение корейцев на Дальний Восток Росси... Цена: руб.

Земля вольной надеждыКнига 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинск... Цена: 200 руб.

Рисунки Белки Собрание сочинений в 4 т. Том 1./ А.А.Ким; - ... Цена: 300 руб.

Станция надежды. Литературно-художественный альманах № 1 2012. Ст... Цена: 100 руб.

Путь русского офицера. Записки из германского плена  Н.М.Адерсон; сост.Т.Н.Калиберова; предисл.:В... Цена: 200 руб.

Корейцы в Приморье2009: фотоальбом .- Владивосток: Издательство &laq... Цена: 250 руб.

Владивостоку -150Издательство «Валентин», 2010 – ... Цена: 350 руб.