Курс Валют на 14.12.2017: Доллар 59,14руб.   Евро 69,47руб.   Йена 113,37руб.   CNY 89,34руб.

Детище революции. Из истории уникального театра

История
корейского театра на Дальнем Востоке могла бы насчитывать сегодня 81 год. Но …
так уж вышло, что он не праздновал  ни одного
своего юбилея. С небольшим перерывом корейский национальный театр прожил всего пять
лет.

А начиналось
всё так. Рассматривая вопросы о работе с национальным меньшинством, президиум
Никольск-Уссурийского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских
депутатов на очередном заседании 25 мая 1932 года отмечал: «В
Никольск-Уссурийском районе корейские трудящиеся массы составляют больше
половины населения, и они занимают основные хозяйственные участки не хуже
русских трудящихся. Кроме того, корейские трудящиеся принимают активное участие
в строительстве социалистического сектора хозяйства, не хуже русских трудящихся
борются на культурном фронте. Несмотря на всё это, районные партийные и
советские органы руководят ими таким образом, что корейские трудящиеся в
политическом и культурном отношении ставятся в худшие условия… В этом вопросе
должен быть сделан коренной  перелом…».  Далее следовало: «…при разработке  и составлении плана на вторую пятилетку
предусмотреть культурно-массовое обслуживание нацменьшинств …». И
предусмотрели.

 В сентябре 1932 года в структуре управления
театрально-зрелищными предприятиями Дальневосточного краевого отдела народного
образования (крайУЗП) был образован Дальневосточный краевой корейский театр. Правда,
пока передвижной, для обслуживания сельского корейского населения. Базой его нахождения
был определён город Никольск-Уссурийский.

Идею театра
изложил его директор Ким Тхя: «… корейский театр - это детище революции и
результат правильного проведения ленинско-сталинской национальной политики… ибо
он в своём содержании представляет интересы класса пролетариата. Отсюда и задачи,
поставленные перед ним - не только охватить культурным обслуживанием трудящиеся
массы ДВ края, но и  расширить сферу
своего влияния  до Кореи, так как он
является исторически первым революционным корейским театром».

Поскольку
такой театр на Дальнем Востоке организовывался впервые,  отсутствие соответствующей материальной базы
для его развития с самого начала не способствовало успешной деятельности
театра. У «исторически первого революционного корейского театра» не было постоянной
площадки, профессиональных (или хотя бы самодеятельных, но с  неким актёрским опытом) кадров, устойчивого
репертуара, общежития для работников. И, конечно, постоянного и достойного финансирования
(включая, разумеется, заработную плату). В силу этих причин, а также из-за
непрофессионализма руководства, отсутствия всякой поддержки (организационной и
финансовой) со стороны управления театрально-зрелищными предприятиями, первый состав
театра не справился с возложенными на него обязанностями и ожиданиями - вместо
запланированных 45 спектаклей, театр за три  месяца дал только пять.  Таким образом, просуществовав всего
несколько  месяцев, в апреле 1933 года
театр был закрыт, а директор снят с должности и арестован.

Однако,
понимая важность театрального искусства как политико-воспитательной силы,
особенно среди национальной части населения, к лету 1933 года власть
восстанавливает театр. Но уже с базой во Владивостоке. Именуется он теперь - Владивостокский
краевой корейский театр.

О переводе театра
во Владивосток, а также об изменении его статуса на стационарный, говорил ещё первый
директор театра Ким Тхя. Так, в марте 1933 года он обратился с письмом в
Приморский обком ВКП(б), где  отмечал:
«…Поскольку Владивосток - культурный центр, в котором культурно-массовая работа
успешно осуществляется формами театрального искусства, желательно и
перемещение  корейского театра во
Владивосток». К тому же возможность для размещения театра во Владивостоке
имелась. Ким Тхя уже провёл предварительные переговоры с руководством
китайского театра, он  был готов предоставить
для корейских спектаклей свои площадки. Для начальной работы помещения театру дал
корейский клуб им. Сталина, находящийся в Старокорейской слободке по ул.
Хабаровской, 14.

В докладной
записке от 28 июня 1933 года  во  Владивостокский горком ВКП(б) инструктор
отдела культурно-просветительной работы отмечал, что «на территории города
находится корейский театр, находящийся в непосредственном ведении КрайУЗП,
который многое может дать для обслуживания корейских колхозов и городского
трудящегося корейского населения». И театр давал. Несмотря на сложные условия
не только работы, но и самого существования, оставшись без директора, он только
за первые полгода со времени восстановления, с июля 1933 по 25 января 1934 года,
осуществил 18 постановок.

С января 1934
года, благодаря поддержке Приморского обкома и Владивостокского горкома ВКП(б),
театр постепенно становится на ноги «… особенно в смысле усвоения театральных
знаний и совершенствования актёрского мастерства», как отмечала в своей докладной
обкому ВКП(б) бригада культпросветотдела обкома, проверявшая  работу корейского театра после его восстановления.
Чему, конечно, способствовало и более заинтересованное отношение власти к
театру. Но самое главное - изменился подход к формированию актёрского состава: теперь
набор происходил на конкурсной основе, а не по знакомству, как было ранее.

С середины
1934 года корейский театр приступил к работе новым составом. Для расширения
репертуара он организует диспуты, пытается привлечь в свои ряды корейских
писателей. Большое внимание уделяется также повышению культурного уровня
коллектива. Проводятся лекции по вопросам искусства, драматургии, актёрского и
оформительского мастерства, музыкальной грамоты. Одна из важных составляющих в
творческой работе театра - поиск национальной формы. Пристальное внимание
уделяется изучению национальных песен, музыки, танцев, классической национальной
 драматургии. Если в начале своей
деятельности характер репертуара театра не отличался от клубных агиток, то к
концу 1934 - началу 1935 года в репертуаре корейского театра появляются серьёзные
пьесы, такие как «Факел», «Сигнал», «Тянханмонт». А также классическая пьеса XYIII века
«Чунхянден», которая по форме напоминала оперетту. Для молодого театра,
родившегося практически на пустом, в смысле профессионализма, месте,  это было довольно смело. Принимая пьесу к
постановке, театру необходимо было найти людей, знающих быт той эпохи,
национальную музыку, иметь  национальные
музыкальные инструменты. Для того чтобы найти лучших певцов, танцоров,
барабанщиков, провели конкурс. Была также организована встреча со зрителями,
посвящённая корейской культуре и быту, в ходе которой актеры театра узнали
много нового о жизни корейского народа.

В течение 1934
года театр организовал 26 гастрольных спектаклей по краю и 37 спектаклей во
Владивостоке, на которых побывали 27 500 человек. За первое полугодие 1935 года
корейский театр сделал 25 выездных спектаклей и 52 – представил владивостокским
зрителям.

В июле 1935
года театр получил постоянную площадку - помещения клуба им. Сталина (на 300
посадочных мест)  и был переведен на
стационарное положение. Но и в этом статусе он продолжал давать выездные
спектакли для сельских жителей. За 1935 год их было 35. За первые три года
своего существования театр обслужил десятки тысяч корейских трудящихся
Владивостока, Артёма, Сучана (ныне г. Партизанск), Посьета, Уссурийской области
(она существовала с 1934 по 1943 г.)

Юлия ЩУКОВСКАЯ, главный археограф
отдела использования и публикации документов 
ГКУ «Государственного архива Приморского края»

Окончание в следующем номере
газеты «Утро Востока»

Яндекс.Погода

Посмотреть все

Издательство Валентин представляет лучшие книги:

Земля Вольной Надежды. Книга 5 Раздольное: исторические события и личности.... Цена: руб.

Земля Вольной Надежды. Книга 4 Переселение корейцев на Дальний Восток Росси... Цена: руб.

Земля вольной надеждыКнига 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинск... Цена: 200 руб.

Рисунки Белки Собрание сочинений в 4 т. Том 1./ А.А.Ким; - ... Цена: 300 руб.

Станция надежды. Литературно-художественный альманах № 1 2012. Ст... Цена: 100 руб.

Путь русского офицера. Записки из германского плена  Н.М.Адерсон; сост.Т.Н.Калиберова; предисл.:В... Цена: 200 руб.

Корейцы в Приморье2009: фотоальбом .- Владивосток: Издательство &laq... Цена: 250 руб.

Владивостоку -150Издательство «Валентин», 2010 – ... Цена: 350 руб.