Курс Валют на 19.04.2024: Доллар 94,09руб.   Евро 100,53руб.   Йена 154,35руб.   CNY 12,98руб.

Первыми на рельсы встали «эрликоны»

Сто лет назад,  9 октября 1912 года, во Владивостоке начал
ходить трамвай – первый на огромном пространстве Российской империи от Урала до
Тихого океана.

Необходимость трамвая в
городе-крепости назрела давно. Прокладку линии намечали еще в 1899 году, но в
Управе не нашли средств, а потом началась русско-японская война 1904-1905 гг.  К строительству приступили 28 июня (11 июля по
нов. ст.) 1908 года. В этот день на Светланской, рядом с памятником Невельскому,
состоялась церемония закладки трамвайного пути.  Работы ускорились, когда в 1911 году новый
градоначальник В. Маргаритов и предприниматели А. Громадзский и Х. Циммерман
подписали договор «о постройке и эксплуатации трамвая с отпуском электрической
энергии Владивостоком с собственной станции».

 По Светланской и Алеутской прокладывали
двойной путь с шириной колеи 1000 мм протяженностью 5,5 верст, мостили
булыжником проезжую часть. Рабочим пришлось взрывать скалу возле Жариковского
оврага (ныне район  стадиона  «Авангард»), отсыпать грунт на болотистом
месте возле улицы Мальцевской.  На
Луговой строили  депо. А на берегу
Амурского залива возле Безымянной батареи «Всеобщая компания электричества»
соорудила Центральную городскую станцию с тремя динамо-машинами, установила вдоль
трамвайного пути столбы с контактными проводами. Благодаря этому в центре
Владивостока появилось электрическое  уличное
освещение, потеснив керосиновые лампы.

На пароходе из Бельгии доставили
 четыре вагон-мотора  фирмы «Эрликон».  И 9 октября 1912 года во Владивостоке  состоялось торжественное открытие трамвайного
сообщения. К двум часам дня на Луговую  на двух автомобилях «форд» прибыли
начальствующие лица, консулы, на извозчиках  предприниматели, военные чины крепости,
несколько гласных городской Думы и  много
приглашенных. Вагоны, окрашенные в красный и белый цвета, стояли в воротах
депо. Возле них вагоновожатые и кондукторы в форме (только мужчины). После
молебствия, совершенного архиепископом Евсевием, супруга генерал-губернатора
Гондатти   перерезала ленточку и первой вошла в салон
вагона.  «Присутствующим было подано
шампанское, генерал-губернатор провозгласил тост за драгоценное здравие
Государя Императора,.. покрытый дружным «ура». Хор певчих исполнил национальный
гимн… В трёх готовых вагонах, украшенных флагами, присутствовавшие на торжестве
проехали по городу из парка до вокзала», –  сообщала газета «Дальний Восток».

Эрликоновские вагоны имели два
отделения на 24 пассажира. Ещё  по восемь
 человек размещались на платформах
впереди и сзади вагона. На них также были рабочие места вагоновожатого и
кондуктора. Причём вожатый  управлял
трамваем стоя. История сохранила имена первых вагоновожатых: Михаил Игнатьевич Вигурский
и Павел Антонович Павлович, мой дед.

С пуском трамвая жизнь в
городе приобрела иной характер. Теперь за 30 минут, заплатив 50 копеек, можно
было добраться  с Луговой до вокзала.
Были и льготники: нижние чины полиции и почтальоны в форме (не более двух
человек на вагон). Они имели дармовой проезд на платформах. Ученики в форме или
при предъявлении удостоверения оплачивали половину стоимости билета.

Электрический транспорт
быстро показал свои преимущества перед извозчиками.  Компания «Сименс – Шуккерт» взялась за строительство
второй линии, протяженностью 3,5 км, от угла Светланской по Китайской и
Океанской улицам к товарному двору станции Первая Речка. С открытием осенью
1917 года этого маршрута трамвай стал осваивать вторую профессию. С раннего
утра, с 6 час. 30 минут,  до 21 часа  он перевозил пассажиров, а по ночам на
специальных платформах –  различные  грузы. Стоит отметить, что владивостокский
трамвай, единственный из шести российских, не прекращал возить пассажиров с
наступлением ночи –  в  вагонах имелось электрическое освещение.

…Заработок вагоновожатого был
достаточен, чтобы жена Павла Антоновича Анна Николаевна, моя бабушка,
занималась воспитанием трёх дочерей. Но в 1914 году её муж внезапно умер. В это
же время началась Первая мировая война. Владивосток не обошли тяготы военного
времени. Жизнь стала дорожать,  пенсия  за мужа оставалась прежней. Кто-то посоветовал
бабушке обратиться в Трамвайное управление. К тому времени многие  его работники мужчины были  призваны в армию. Молодую женщину взяли
кондуктором.

Зарабатывала, как она
вспоминала, хорошо. Во время интервенции, когда среди пассажиров были японцы,
американцы, канадцы, чехи, она принимала любые деньги, пересчитывая на рубли.
За сообразительность, старание получала вознаграждение.

 Все трамвайщики ходили в форме, которую
выдавали бесплатно. Вот в зимней одежде бабушка и сфотографировалась со своей
подругой Марией Жихаревой (на снимке слева) 5 февраля 1916 года. 

С установлением советской
власти бабушка, как и многие другие рабочие, была зачислена в злостные штрейкбрехеры.
Дело в том, что советские профсоюзы выступили с предложением к тем, кто
трудился до революции и, по их мнению, «успел нажить капитальцы и приобрести
жирок», «сняться с работы, чтобы освободить очередь для  безработных». По этому поводу были волнения
среди грузчиков во Владивостокском торговом порту, с опозданием стала выходить
газета «Красное знамя» – опытных полиграфистов заменили безработными. Бабушка с
работы не ушла - надо было содержать семью.

Но вскоре проблема
разрешилась не самым лучшим образом. У трамваев «эрликон» слабым местом была тормозная
система. Поэтому нередко случались различные происшествия. Так, 15 апреля 1913
года на повороте трамвая с улицы Алеутской на Светланскую, вагон, шедший с
вокзала, врезался в здание «Золотого Рога». 12 человек получили ранения. В один
из дней  в аварию попала и Анна Павлович.
Её трамвай шёл с Луговой на вокзал. Когда проезжали Китайскую, она  услышала долгий звонок, а потом успела  только заметить, как сверху – а там был крутой
спуск – несётся первореченский вагон. Удар… Очнулась уже в госпитале. Бабушка
получила несколько переломов, у неё была разбита голова. Вагоновожатый погиб,
пострадали и пассажиры. Вскоре, после нескольких подобных происшествий, но с
более счастливым концом, трамвай по Китайской перестал ходить, а позднее пути
перенесли на Алеутскую.

Поправившись, бабушка больше
не вышла на эту работу, устроилась гардеробщицей в театр. Чтобы  не ходить с Луговой через весь город пешком –
в трамвае теперь боялась  ездить, сняла
комнату в центре Владивостока.

Автор: Климов Георгий

Яндекс.Погода

Посмотреть все

Издательство Валентин представляет лучшие книги:

Земля Вольной Надежды. Книга 4Переселение корейцев на Дальный Восток Росии 1860-... Цена: 200 руб.

Земля Вольной Надежды. Книга 5 Раздольное: исторические события и личности Раздольное: исторические события и личности.... Цена: 200 руб.

Депортация. 1937 Депортация. 1937, &nbs... Цена: 600 руб.

Земля вольной надежды. Книга 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинского районаКнига 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинск... Цена: 200 руб.

Рисунки Белки Собрание сочинений в 4 т. Том 1./ А.А.Ким; - ... Цена: 300 руб.

Путь русского офицера. Записки из германского плена  Н.М.Адерсон; сост.Т.Н.Калиберова; предисл.:В... Цена: 200 руб.

Православие и корейцы: сборник статейПравославие и корейцы: сборник статей / Ав... Цена: 600 руб.