Путь Абдуллы: от Ташкента до ВладивостокаПока истерия лихорадит Запад и Восток после
кино-интернет-провокации под названием «Невинность мусульман», наш
корреспондент решил выяснить, чем живут мусульмане в Приморье. Шейх Абдулла (Дамир) Ишмухамедов, муфтий
Приморского края, – один из ярких представителей местного исламского
сообщества. – Продолжать муссировать тему противостояния двух
цивилизаций, исламской и христианской, уже не актуально – говорит шейх Абдулла.
– В действительности сегодня мы видим жёсткое
противостояние миров духовного и бездуховного. Мира людей верующих (истинных
мусульман, христиан) и мира, где правит культ вседозволенности, философия
потребительства. – Как вышло, что вы, медик, ушли в ислам? – В годы учёбы в Ташкентском педиатрическом
институте много читал научно-популярной литературы, пытаясь найти ответы на
вопросы: кто и почему так устроил мир, каково место человека в этом мире, в чем
смысл нашего существования. Чем становился старше, тем больше скепсиса вызывала
во мне дарвинская теория. Для меня стало очевидным: есть Творец всего. Так на
четвёртом курсе стал изучать ислам. – Самостоятельно? – Да, думал, что всё могу. Взял в руки Коран и стал
использовать привычный для меня научный подход к его изучению. Но вопросов
возникало больше, чем ответов: я многое не мог понять. Священная книга казалась
мне противоречивой. Переживал я тогда много сомнений. Но по-настоящему понять
ислам смог, когда в моей жизни появился духовный наставник. Затем было ещё
много учителей, да и врачебный опыт на многое открыл глаза. Был такой случай: к нам в реанимацию поступила
молодая женщина, решившая из-за семейных проблем избавиться от беременности. В
итоге – сепсис. Это практически приговор. Было жаль её, я написал большими буквами краткую молитву и
повесил на аппарат искусственного дыхания, чтобы женщина читала по мере сил,
чтобы хотя бы иметь шанс попасть в рай. Между тем через две недели она пошла на
поправку. Вскоре к ней вернулись красота и здоровье. Каково же было моё
разочарование, когда узнал, что она продолжила вести прежний образ жизни. И я
твёрдо решил покинуть медицину. Ибо посчитал, что не имеет смысла спасать
человеческое тело, когда нельзя при этом спасти душу. – Узбекистан, казалось бы, более комфортное место
для вашей мусульманской семьи. Почему вы перебрались в Приморье? – В Узбекистане под знаменем борьбы с ваххабизмом
стали практиковаться чисто политические «зачистки». А Владивосток – максимально
удалённый город, портовый и либеральный, как мне тогда казалось. Поскольку
местная умма (община) нуждалась в имаме, я прибыл сюда. Увидел, что
либеральности здесь не так уж много, но
всё равно Владивосток более толерантный к мусульманам, чем центральные города
России. – А почему всё же возобновили здесь практику
врачебную? – Когда
перебрался во Владивосток из Ташкента, 12 лет назад, тяжело было в материальном
плане. Это озадачивало меня как главу семейства. Ради заработка пришлось
вернуться в медицину. Повысив образование, получил соответствующий сертификат и
стал работать в госпитале ТОФ. Раз так сложилось – значит, так надо. Зато
теперь я самодостаточный проповедник ислама, ни от кого не завишу и в
проповедях единоверцам могу говорить всё по совести, а не в угоду какому-нибудь
«спонсору». – Что представляла собой мусульманская община
Приморья 12 лет назад и какова она сейчас? – Изменился её численный состав и национальный. Раньше
в молитвенном доме на Шепеткова собирались 100-120 человек и преобладал кавказский процент прихожан (татар и башкир
хоть и большинство среди приморских мусульман, но они «номинальные», в массе
своей тяготеют к светским ценностям). Теперь
в праздники нас собирается 500-800 человек и превалируют узбеки. Миграция! Все
не вмещаются, приходится тревожить местных жителей своим молитвенным присутствием
прямо на улицах. Мечеть пока так и не построена во Владивостоке ввиду всяческих
земельно-политических интриг. Впрочем, надежды не теряем и рук не опускаем: землю
под мечеть нам выделили. – Вы бы хотели, чтобы ваши дети остались жить
здесь? – Чтобы они остались россиянами – вот этого
действительно хочется. А где-нибудь в комфортной для мусульман Казани или на
«не паханном поле» в Приморье – как
сложится. ПОД ФОТО: Шейх Абдулла (Дамир Ишмухамедов), муфтий
Приморского края, врач-анестезиолог реанимационного отделения госпиталя ТОФ. Родился в 1972 г. в г. Ташкенте (Узбекистан) в
татарской семье, где отец – инженер, мать - экономист. Окончил медицинское
училище, затем получил высшее образование в Ташкентском педиатрическом
институте. Работал в клинике Ташкентского государственного медуниверситета в
отделении хирургической реанимации. Получая высшее образование, одновременно изучал основы ислама. В 2000 г. приехал во
Владивосток, чтобы стать имамом местной мусульманской общины. Муфтием
Приморского края стал в 2007 г. Родной язык – татарский. Также владеет русским,
узбекским, арабским, говорит по-английски. Женат, воспитывает дочь и трёх сыновей.
|