В гостях у старообрядцев.Всё началось с
новости о том, что в Приморье появились старообрядцы из Южной Америки. Это
случилось в 2009 году, когда я уже с головой был погружён в проблемы русской
эмиграции. Старообрядцы тоже оказались эмигрантами,
значит, моими героями. В 2010 г. принял
предложение коллеги из Института истории, археологии и этнографии народов
Дальнего Востока ДВО РАН профессора Юлии Викторовны Аргудяевой поучаствовать в
экспедиции по местам нынешнего проживания старообрядцев в США. Мы объехали
несколько населённых пунктов в Орегоне и на Аляске, собрали ценнейший материал. Сейчас во
Владивостоке выходит совместный труд, где подводятся итоги исследований: жизнь
старообрядцев в Приморье, их вынужденный побег в Китай; репрессии и репатриация
после 1945 г., исход остатков старообрядческих общин в середине 1950-х годов
через Гонконг в Южную и Северную Америку, наконец, современное положение
старообрядцев. Первые из старообрядцев, приехавшие в Приморье
из Уругвая, поселились в деревне Дерсу Красноармейского района. Следующей стала
группа из Боливии, связанная родственными узами с уругвайскими переселенцами.
Сначала она остановилась в селе Корфовка, но вскоре тоже перебралась в Дерсу. Нам захотелось побывать
в гостях у переселенцев из Южной Америки. Из Владивостока отправились поездом.
В Дальнереченске нас встретил «проводник» Фёдор Владимирович Крониковский. Заправившись
по пути бензином, мы отправились в путь. Когда миновали Рощино, ещё около часа
пылили по просёлочной дороге, пока не добрались до весьма экзотической
переправы: через реку Арму перекинут трос, к которому присоединён понтон. С
помощью энергии течения он за 150 рублей
довольно быстро перевозит автомашины с одного берега на другой. Здесь сотовый
телефон замолчал. Мы попали в другой мир. Вот,
наконец, и Дерсу. Обыкновенная русская деревенька, которая раньше называлась
Лаулю. Она располагается в красивом месте: в огромной чаше, окружённой со всех
сторон сопками. Недалеко река. Сегодня здесь проживают 15 старообрядческих
семей. По утверждению их старейшин, в Приморье могут переселиться ещё до 80
семей – это более 500 человек. Географическое положение, природа и
сельскохозяйственные условия этой местности отвечают всем чаяниям приехавших. При
переезде им обещали всестороннюю поддержку. Старообрядцы с признательностью
вспоминают телефонный разговор президента Путина с их представителем Алексеем
Килиным, когда глава страны горячо поддержал желание старообрядцев
обустроиться в Приморье. Увы, поддержка местных властей оставляет желать
лучшего. Но всё по порядку… В глаза
бросаются когда-то добротные, но уже покосившиеся избы: они без фундамента, стоят
на галечной подушке. Убогость почерневших домов скрадывает обильная зелень. О
наличии новых рачительных хозяев – старообрядцев, говорит скошенная вдоль
главной широкой дороги трава. Мы сразу
же приметили нарядную одежду старообрядческих девушек и ребятишек. Первым делом
забросили вещи в гостиницу, её содержит местный депутат. Обычная деревенская
хата, чистенькая, с набором всего необходимого для постояльца. Потом была
встреча со старшим – Фёдором Силовичем Килиным. Демографическое положение деревень Приморья
близко к критическому: они повсеместно вымирают. Здесь живут в основном
пенсионеры или выпивохи, которым некуда деваться. Нередко можно встретить и
откровенных наркоманов. Известен случай, когда трое местных хулиганов напали на
семью старообрядцев. Хозяина, Петра Фефелова, жестоко избили, так, что он попал
в больницу. В доме учинили погром, гонялись за малолетними дочками. На прощание
пригрозили новой расправой. В результате Пётр и его жена Агафья с детьми
предпочли уехать из Дерсу. Несмотря на этот
дикий случай, старообрядцы не опустили руки. Первым делом занялись разработкой приусадебных
участков, приобрели скот. Вскоре на рынке
в Рощино появилась продукция из Дерсу. Их овощи и молочные продукты разбирают
вмиг – товар экологически чистый. До строительства нового
жилья дело пока не дошло, живут в старых
домишках, оставшихся от прежних хозяев, но что-то подсказывает, что успех не за
горами: рядом с некоторыми хибарами уже лежит заготовленный брус. Разумеется,
старообрядцы ни в коей мере не могут стать батраками. Прежде всего, это большие
труженики, а значит, первоначальное накопление капитала проходит довольно
быстро. Тем более что живут они большими семьями. Интересно
почувствовать себя в стороне от цивилизации. Сотовый телефон «не в сети», интернета
нет, электричество дают с 8 утра до 12 часов вечера. Может поэтому и стоило
забраться в такую даль, чтобы задуматься о жизни. О том же говорит и пример
старообрядцев, стремящихся селиться подальше от городов. Важнейшей
составляющей жизни старообрядцев, не меньше чем религия, является русский язык.
Старообрядческая вера – это для души, а язык – становой хребет существования
общины. Именно русский язык стал одной из основных, если не главной причиной
приезда старообрядцев в Россию. В
11 часов пришёл в гости на интервью Алексей Килин. Он был среди первых, кто
стал обустраивать Дерсу. А началось всё в 2003 г., когда в Уругвай к
старообрядцам впервые приехали российские дипломаты с предложением переселиться
на родину предков. «Семена» пали на плодотворную почву. Первые ходоки
отправились в Москву, не дожидаясь окончательного оформления документов.
Конечно, они сразу столкнулись с огромными бюрократическими проблемами, включая
пресловутую регистрацию для иностранцев. Но мир не без добрых людей.
Помыкавшись в перенаселённой европейской России, вспомнили про родное для их
предков Приморье. Связались с Ларисой Белобровой, женой теперь уже экс-губернатора
Дарькина. Она и помогла с выбором места. Так первая группа
старообрядцев-переселенцев очутилась в Дерсу. Для
южноамериканских старообрядцев эта местность оказалась идеальной, правда,
огорчает неповоротливость районного чиновничества. В Дерсу не раз сетовали на
то, что им даётся мало земли. До сих пор окончательно не решён вопрос с пахотными
землями. Угодья, выделенные старообрядцам, считаются сенокосными. Вскоре может
возникнуть проблема и с размещением личных усадеб: в деревне происходит
перераспределение участков под дачи, базы отдыха. Переселенцы мало знакомы с
российскими законами и порядками и не могут самостоятельно получить разрешение
даже на создание фермерского хозяйства, не говоря уж о том, чтобы
воспользоваться при этом положенными льготами. Пример
жизни старообрядцев в США убеждает: эти трудолюбивые россияне умеют и готовы
работать. На земле своих предков, российском Дальнем Востоке, они могли бы
действовать ещё более успешно. Нужно, чтобы
государство разработало особую
программу по переселению старообрядцев, а правительственные решения по этому
вопросу основывались на рекомендациях специалистов. Семьи
старообрядцев легко могут занять пустующую нишу в решении демографической
проблемы на Дальнем Востоке. Может, и займут, если приживутся: как правило, у
них в семье восемь – десять детей. Маленьких ребятишек мы постоянно видели играющими
на улице. Те, что постарше, появляются только к вечеру: с десяти лет дети
старообрядцев уже помогают родителям. Кто – в поле, кто – в огороде, кто – по
дому. В 17–18 лет парни женятся и
отделяются от родителей, заводят своё собственное хозяйство. После
обеда зашли к Ивану Мурачёву, он подсказал адрес своего брата, который живёт в
конце деревни, чуть в стороне от остальных. В разговоре с Евфимием узнали о его
непростой и, прямо скажем, довольно скромной жизни – «Бывает, и не знаем, что
поесть!» Предложил ему написать ходатайство властям по поводу помощи –
отказался. К слову, выяснился любопытный факт: шумно
разрекламированный прессой подарок российского правительства общине
старообрядцев, трактор, оказался в руках первых переселенцев Дерсу – семьи Килиных.
Бывшие же «корфовцы» должны брать эту технику у них в аренду. За деньги! Почему
не получилось обустроиться в Корфовке? Налицо ошибка иммиграционных властей.
Старообрядцев поселили в многоэтажках, среди местного населения. Чуждая им
реальность тут же вторглась в их быт. Кто-то вошёл к ним, не постучави не вытерев ног, кто-то тут же уселся
за стол. Особенную угрозу старообрядцы почувствовали для подрастающего
поколения, то есть для своего будущего. Уклад
старообрядческой жизни весьма прост. На первый взгляд, радостей не так уж и
много, но это только на взгляд обычного человека, не знакомого с привычками
старообрядцев. Можно ведь чувствовать радость и от молитвы, и от духовного
общения, и от хорошо выполненной работы на земле… Договорились,
что подойду к четырём часам на закладку моленной. Знаменательное событие, хотя
и происходило без особых процедур: молитв и, конечно, речей. Как оказалось,
старообрядцы не имели соответствующего опыта, так что мне даже пришлось
включиться в процесс. На вопрос, как назовут новую моленную, получил ответ: «По
жребию имени Святого Владимира». Интерес
к родине у старообрядцев нисколько не притупился за долгое время скитаний.
Может быть, потому, что, несмотря на все выпавшие на их долю испытания,
«боливийским русским» удалось сохранить внутренние, духовные и внешние атрибуты
российской жизни. В языке, сказках, песнях, именах, одежде, еде, в укладе,
обычаях и традициях они не поступились почти ничем, отстояв в чуждом для себя окружении свою
самобытность.
Автор: ХИСАМУТДИНОВ Амир
|