Курс Валют на 08.09.2024: Доллар 89,82руб.   Евро 99,72руб.   Йена 142,3руб.   CNY 12,54руб.

Народ, не знающий греха

На юге Красноярского края на землях бассейна реки Чулым, впадающей в Обь, живут чулымцы – представители одного из коренных народов Сибири. 

Надо сказать, что это самый малочисленный тюркский народ в мире, и численность его уменьшается с каждым годом. Некогда занимавших обширные территории среднего течения Оби чулымцев сегодня насчитывается всего 355 человек. А в конце XIX века их было около пяти тысяч. 

Свою историю этот древний народ ведёт с середины X века. Теснимые монголами некоторые племена Хакасско-Минусинской котловины снялись со своих исконных земель и вынуждены были осваивать новые территории вдоль реки Чулым до самого её слияние с Обью. Здесь они встретились с племенами кетов, с которыми мирно соседствовали на протяжении нескольких веков, создавая новый этнос Сибири.

Русские впервые узнали об этом народе в начале XVII века после того, как вышли к берегам Чулыма, где в 1621 году построили Мелецкий острог. 

Сами себя аборигены этих мест называли пестын кижилер (наши люди). Но для пришедших сюда солдат и казаков они были мелецкими или чулымскими татарами и томскими карагасами. А в научной литературе XVIII–XIX веков значились как чулымские тюрки. Название же чулымцы было, что называется, узаконено совсем недавно – по результатам переписи населения 2002 года. До этого их записывали как хакасов. Хотя в обиходе они всегда были чулымцами – по названию родной реки, что на их языке означает «бегущий снег».

Основным их занятием были охота и рыбалка, и как подспорье – собирательство. Отсюда и полукочевой образ жизни. Земледелие, а вернее огородничество было примитивным и минимальным. Сеяли табак и немного ржи. Основательного жилья не строили. Выкапывали в склонах берегов полуземлянки, порой довольно большие, в которых могли жить несколько семей – родители и их дети уже со своими детьми. Избы появились с приходом казаков.  

Весной игрались свадьбы. Учулымцев, и у кетов были одинаковые свадебные традиции. Сват, избранный женихом, брал новую трубку и табак. Войдя в жилище родителей невесты, он подавал отцу трубку и, объяснив причину своего визита, ненадолго покидал дом. Возвратившись, смотрел: если трубку не курили, это отказ. Если она была выкурена, –можно договариваться. 

В день свадьбы жениху и невесте мыли головы и заплетали косы. Шаман связывал концы кос молодых и соединял их руки – это символизировало единство. Родственники образовывали своеобразный хоровод вокруг молодых, и это было равно регистрации брака. Потом начиналось застолье, затем игры, состязания в стрельбе из лука, метании копья, перетягивании палки. А молодые парни приглядывали себе невесту на будущую весну из девочек-подростков. 

Эта традиция описана этнографами в середине XIX века. А вообще о народе, его культуре и религии достоверных сведений очень мало. Конечно, они были язычниками. Обожествляли силы природы, почитали священную землю изык (место, напоминающее рай). Поклонялись идолам – онгонам, имели тотемы, которые хранили в амбарах и сараях. У женщин талисманами были птицы, часто вороны, у мужчин – шкурки пушных зверей, обычно белок. Почитали духов и особо – умерших предков. 

У них нет и никогда не было письменности. Говорили на одном из тюркских наречий, имевшем несколько диалектов, которые практически утрачены. В 2002 году чулымским языком владели 113 человек, сегодня его знают едва ли полтора десятка стариков. Но энтузиасты пытаются составить алфавит и словарь.

С приходом в регион русских началась тотальная христианизация. Но чулымцы креститься не желали, обряд принимали неохотно. Сохранились сведения, как жителей некоторых деревень просто загоняли в реку, а после раздавали крестики. Так к концу XVIII столетия большая часть народности официально стала считаться православной, но традиционные верования преобладали.

Чтобы как-то подтянуть аборигенов к государственной религии, местная епархия решила перевести на их язык Священное Писание, но скоро встала перед непреодолимым препятствием. Оказалось, что у чулымцев нет слов, обозначающих некоторые основополагающие понятия христианства. Например, невозможно было объяснить, что такое пустыня. И слова «грех» или близкого к нему по значению в чулымском языке тоже не было. Всё, что в Библии считалось грехом, чулымцы и так не совершали, безо всяких Божьих заповедей, живя по законам предков. 

Яндекс.Погода

Посмотреть все

Издательство Валентин представляет лучшие книги:

Земля Вольной Надежды. Книга 4Переселение корейцев на Дальный Восток Росии 1860-... Цена: 200 руб.

Земля Вольной Надежды. Книга 5 Раздольное: исторические события и личности Раздольное: исторические события и личности.... Цена: 200 руб.

Депортация. 1937 Депортация. 1937, &nbs... Цена: 600 руб.

Земля вольной надежды. Книга 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинского районаКнига 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинск... Цена: 200 руб.

Рисунки Белки Собрание сочинений в 4 т. Том 1./ А.А.Ким; - ... Цена: 300 руб.

Путь русского офицера. Записки из германского плена  Н.М.Адерсон; сост.Т.Н.Калиберова; предисл.:В... Цена: 200 руб.

Православие и корейцы: сборник статейПравославие и корейцы: сборник статей / Ав... Цена: 600 руб.