Курс Валют на 08.09.2024: Доллар 89,82руб.   Евро 99,72руб.   Йена 142,3руб.   CNY 12,54руб.

"Дальтелефильм": дыхание ушедшей эпохи

Этой киностудии нет уже 20 лет. Словно корабль, она канула в лету в лихие 1990-е. Волны времени поглотили уникальную фабрику документального кино: с профессиональной командой, отличным оснащением, и главное – с потрясающими фильмами, составлявшими «матрицу Дальневосточной жизни». 

В них было всё – география региона и характеры современников; визиты вождей и экология; армейская служба и достижения науки.  В этом году студии «Дальтелефильм» могло бы исполниться 55! 

Всё начинается с мечты. В 1950-х у руля Приморского комитета по телевидению и радиовещанию встал Семён Владимирович Юрченко – крепкий хозяйственник, отличный управленец, фанат своего дела. Он хорошо понимал – только современное высокотехнологичное вещание, выведет провинциальное радио и телевидение в ряд ведущих коллег страны. А Приморский край сразу станет ближе к центру.  

Программа развития была динамичной: Дом радио первого класса со своим симфоническим оркестром; новый телецентр; сеть корпунктов Примтелерадио на Дальнем Востоке; стерео-вещание и цветное телевещание; фестивальные проекты; кинокомплекс («Дальтелефильм»); создание отделения телережиссёров при Дальневосточном институте искусств. Это – главное, что было сделано за 27 лет его правления! Примера подобного долгожительства на такой должности за всю историю советского радиовещания не было.

Студия «Дальтелефильм» стала одной из лучших, пятая в рейтинге. Кораблик на фоне солнца – эмблема, придуманная художником-мультипликатором студии Павлом Захаровым, летел вперёд на всех парусах! За 35 лет существования единственной киностудии от Владивостока до Новосибирска было создано 393 ленты – «многотомная» хроника жизни Дальнего Востока. 

Маршруты творческих экспедиций пролегали от крайнего Севера до южных широт. Съёмочные группы высаживались с полярниками на дрейфующие льдины; ходили на промысел с китобоями; поднимались на склоны камчатских вулканов. Всё это составляло картину эпохи, современниками которой были капитан Анна Щетинина, крановщица Мария Попова, академик Алексей Жирмунский, якутский оленевод Николай Кармазин, полярный капитан Юрий Филичев.  

Кинопроизводство процесс трудоемкий. Кино надо придумать, доказать редсовету его состоятельность, получить деньги по смете, снять картину. Затем проявка, печать, озвучка. И снова редсовет, худсовет, сдача в московском Главке, где решится судьба фильма. При этом, в «закрытом» Владивостоке огромную роль играла цензура. До 1990-х годов здесь было запрещено снимать линию горизонта, ряд городских объектов, флот. Идеологически кино тоже должно было соответствовать. Так финальный кадр культового фильма «Полтора часа до объятий» – о встрече китобойной флотилии «Советская Россия», вернувшейся из Антарктики, – режиссёру Олегу Канищеву пришлось отстаивать, угрожая размонтировать фильм.  А всё из-за того, что в кадре появилась грустная женщина с привядшим букетом: за девять месяцев работы в море случалось всякое…

Снимали на «Дальтелефильме» и художественное кино, двухсерийный фильм «Хлеб», в 1969-м, кинорежиссёр Альберт Масленников. Комиссия Гостелерадио после просмотра посоветовала оставить его «для местного показа», то есть «положить на полку». Скорее всего, главной причиной  вердикта стала фигура драматурга Владимира Киршона, расстрелянного в 1938-м и посмертно реабилитированного. А также финансовые, правовые проблемы. При этом, история сохранила для нас живые образы народных артистов СССР Вадима Мялка, Андрея Присяжнюка, Николая Михеева, Евгения Шальникова. Остался в памяти и кинорежиссёр Альберт Масленников, самозабвенно веривший, что на Дальнем Востоке можно и нужно снимать художественные ленты. Для него «Хлеб» стал последним фильмом. Он вынужден был оставить Дальтелефильм, но навсегда остался его первым кинорежиссёром. 

Наступили ураганные 1990-е. Документальное кино — предприятие дорогостоящее, оказалось «неэффективным».  По распоряжению гендиректора ТГТРК «Владивосток» Бориса Максименко студия Дальтелефильма была закрыта. Аппаратуру сдали на металлолом. В киноархиве устроили сауну. Киноленты, пришедшие в негодность, вывезли на свалку. На помойку была выброшена хроникальная история края, труд полсотни работников, нереализованная часть их жизни. Это не поддается реставрации. Однако, просматривая уцелевшие фильмы, видишь: лучшие из них, если и устарели, то только физически. Интерес к ним с годами не ослабевает. В них – дыхание ушедшей эпохи.

Елена СОРОКИНА

На фото: заставка Дальтелефильма; режиссёр Юрий Шепшелевич (из архива Петра Якимова); кинооператор Пётр Якимов (из личного архива), ассистент режиссёра Елена Сорокина, 1984 г. (из личного архива). 

Яндекс.Погода

Посмотреть все

Издательство Валентин представляет лучшие книги:

Земля Вольной Надежды. Книга 4Переселение корейцев на Дальный Восток Росии 1860-... Цена: 200 руб.

Земля Вольной Надежды. Книга 5 Раздольное: исторические события и личности Раздольное: исторические события и личности.... Цена: 200 руб.

Депортация. 1937 Депортация. 1937, &nbs... Цена: 600 руб.

Земля вольной надежды. Книга 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинского районаКнига 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинск... Цена: 200 руб.

Рисунки Белки Собрание сочинений в 4 т. Том 1./ А.А.Ким; - ... Цена: 300 руб.

Путь русского офицера. Записки из германского плена  Н.М.Адерсон; сост.Т.Н.Калиберова; предисл.:В... Цена: 200 руб.

Православие и корейцы: сборник статейПравославие и корейцы: сборник статей / Ав... Цена: 600 руб.