Курс Валют на 08.09.2024: Доллар 89,82руб.   Евро 99,72руб.   Йена 142,3руб.   CNY 12,54руб.

По заветному пути

В первый месяц осени этого года произошли два события, связанные с освоением Северного морского пути. Третьего сентября владивостокский транспортный рефрижератор «Симфония» группы компаний «Доброфлот» доставил из Охотской промысловой экспедиции три тысячи тонн лосося в Архангельск. Шёл Северным Ледовитым океаном. Путь на запад, более семи тысяч  морских миль, занял три недели. А вскоре на острове Русский, на Восточном экономическом форуме, представители России и стран восточной Азии обсуждали логистику перевозок различных грузов в северным морским путем.

Холодные, неприветливые ледяные просторы Северного океана издавна привлекали мореплавателей, промышленников. Голландцы, поморы искали путь на восток, но ледовые торосы останавливали их небольшие суда в Карском море. Русские казаки, служивые люди со времен Петра I, на рыбацких кочах, собачьих упряжках двигались вдоль побережья, описывая таинственную землю, заливы, устья рек.  Их имена остались на карте: Дежнёв, Малыгин, братья Лаптевы, Челюскин... И сотни лет у мореплавателей была мечта - отыскать путь кораблям между Тихим и Атлантическим океанами через Северный Ледовитый.

Пронести русский флаг над «белым безмолвием» довелось в начале XX века. Подняли его 17 августа 1910 года во Владивостоке на своих мачтах два ледокольных транспорта «Таймыр» и «Вайгач», с участниками Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на борту. Однако благоприятное время для работы в Арктике было упущено: переход судов из Петербурга южным морским путём во Владивосток занял почти восемь месяцев. Поэтому, пройдя мыс Дежнёва и встретив ледовые поля, оба транспорта вернулись во Владивосток. Впоследствии «Таймыр» и «Вайгач» четыре лета подряд покидали бухту Золотой Рог и упорно продолжали пробиваться на запад. Стоит отметить, что большинство из 32 офицеров экспедиции в разные годы служили во Владивостоке, участвовали в Русско-Японской войне. За безупречную службу, отвагу имели награды. Это были люди долга, посвятившие себя морской службе, с достоинством переносившие все тяготы плавания в Арктике.

... Ледовая обстановка лета 1914 года позволила экспедиции дойти до полуострова Таймыр.  И здесь, у мыса Челюскина, льды полонили транспорты, начали сжимать стальные корпуса. Было принято решение зимовать. Холод, скудное питание, цинга, полярная ночь, - все эти напасти долгие зимние месяцы терзали людей. В середине лета 1915 года, когда появились разводья, на последних запасах угля пароходы взяли курс на Архангельск. Третьего сентября «Таймыр» и «Вайгач» вошли в устье Двины. Русские и иностранные пароходы салютовали первопроходцам разноцветными флагами. Когда суда подошли к Сборной пристани раздался орудийный салют, заиграл оркестр. Как сказал на торжественной встрече участник экспедиции Э. Арнгольд: «Великий Северный морской путь был открыт!»

Обширные материалы экспедиции стали востребованы в советское время, когда в 1930-х годах началось интенсивное изучение Арктики, прокладка судоходного пути. Воспоминания полярных капитанов о первых арктических рейсах составляют увлекательную летопись освоения Ледовитого океана.  Свою страницу вписали в неё и дальневосточные рыбаки. Вот только два эпизода.

Давным-давно мой хороший знакомый Слава Бурмакин предложил посмотреть вырезки из газеты «Красное знамя», которые сохранила его мать в память об отце. Тот в своё время перегонял шхуну через север. Вскоре я держал в руках часть пожелтевшей газетной страницы. Два фотоснимка: двухмачтовое судно у причала и моряк с девочкой на руках. Короткая подпись сообщала: во Владивосток прибыл зверобойный бот «Капитан Поспелов», прошедший из Мурманска по Севморпути. Было это в 1934 году. Помощника капитана В. Бурмакина встретила дочь, сестра Славы Бурмакина. 

Старожилы Владивостока, рыбаки, подтвердили: действительно такой перегон был. В нём, правда, участвовало ещё одно судно -  «Капитан Воронин». Припомнили и фамилии капитанов - Фонарёв и Пудовкин. 

Обращаться к подшивкам «Красного знамени» тех лет не было возможности: их держали в спецхране. Я все же рискнул сочинить небольшую заметку. После публикации был настоящий скандал: ветеран, офицер Тихоокеанского флота поднял шум: мол, я «разболтал» военную тайну. По его утверждению, под прикрытием этих шхун и пароходов на Дальний Восток перегоняли военные тральщики. Сейчас это общеизвестный факт. А в середине 1970-х мне пришлось не раз «объясняться». А когда старые газеты вернули читателям, стало известно, что тот далёкий рейс двух деревянных парусно-моторных шхун водоизмещением 130 тонн был поистине уникальным и героическим. Как писали тогда журналисты: впервые деревянные суда сквозным рейсом прошли Северную морскую магистраль.  

Схожую историю рассказал моряк и писатель Виктор Конецкий. В 1955 году он, в должности капитана, перегонял с Петрозаводской верфи МРС 823 - в караване малых рыболовных сейнеров - с запада на Камчатку.  В повести «Завтрашние заботы» Конецкий живописно показал жизнь экипажа (на перегоне шесть человек): как складываются отношения; какие встречаются «чудики»; как возникают и соблюдаются морские традиции. Книга вышла в 1961 году. Некоторое время спустя она легла в основу сценария фильма «Перегон». А в конце 1980-х в журнале «Современник» писатель опубликовал уже документальный очерк с эпизодами, которые прежде вычеркивала цензура. Например, что под прикрытием каравана – это более тридцати сейнеров -  на Тихий океан держали курс подводные лодки, обшитые досками и бревнами. Американские лётчики, встречавшие все советские суда в Восточной Арктике, как пишет Конецкий, видимо сходили с ума пытаясь разгадать, что за корабли появились у русских. Барражировали чуть выше мачт и вертели рукой у виска...

Всё это в прошлом. Заветный путь по Северному Ледовитому океану, о котором мечтали поколения мореходов, вновь становится реальностью.

Фотография сейнера рыбокомбината «Попов» была сделана в 1967 году. Сейнер – из числа тех, о ком писал Виктор Конецкий.

Георгий КЛИМОВ, фото автора    

 

 

 

Яндекс.Погода

Посмотреть все

Издательство Валентин представляет лучшие книги:

Земля Вольной Надежды. Книга 4Переселение корейцев на Дальный Восток Росии 1860-... Цена: 200 руб.

Земля Вольной Надежды. Книга 5 Раздольное: исторические события и личности Раздольное: исторические события и личности.... Цена: 200 руб.

Депортация. 1937 Депортация. 1937, &nbs... Цена: 600 руб.

Земля вольной надежды. Книга 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинского районаКнига 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинск... Цена: 200 руб.

Рисунки Белки Собрание сочинений в 4 т. Том 1./ А.А.Ким; - ... Цена: 300 руб.

Путь русского офицера. Записки из германского плена  Н.М.Адерсон; сост.Т.Н.Калиберова; предисл.:В... Цена: 200 руб.

Православие и корейцы: сборник статейПравославие и корейцы: сборник статей / Ав... Цена: 600 руб.