Курс Валют на 16.04.2024: Доллар 93,59руб.   Евро 99,79руб.   Йена 153,39руб.   CNY 12,88руб.

Константин Тыртов: с корабля на траулер

В 1906 году владивостокский Торговый дом Линдгольма приобрёл в Англии траулер (англ. trawler от trawl – трал) – промысловое судно для ловли тралом рыбы и морепродуктов. Это сразу оценили местные жители – в рыбных рядах Семёновского базара стали продавать дешёвую треску, камбалу.

Траулер назвали «Надежда» – в память о даче, построенной в конце ХIХ века приморским китоловом, купцом Отто Васильевичем Линдгольмом.

Судно благополучно совершило переход южным морским путём от Темзы до бухты Золотого Рога. Офицерский состав и команда состояли из русских моряков. Командовал судном капитан Шреде. Первого июля 1906 года на «Надежде» был поднят Андреевский флаг. Вскоре добавился второй траулер – «Федя». Эту рыбацкую парочку моряки шутя называли «Федя с Надей».

Командиром «Феди» стал Константин Тыртов, бывший флотский офицер.

 

Тыртов принадлежал к многочисленному в России роду, из которого вышли известные флотоводцы. В 1896 году он окончил Морской кадетский корпус, был зачислен вахтенным мичманом на только что спущенный на воду крейсер «Россия». Этот современный, по тем временам, корабль был определён флагманом владивостокских крейсеров. У него было постоянное место якорной стоянки в Золотом Роге.

Командование корабля приглашало на борт гостей, устраивались обеды, танцы под оркестр. Офицеры, в свою очередь, посещали городское общество. Особым гостеприимством славилась семья Линдгольмов. Три дочери были на выданье. Вскоре, в 1901 году, старшая дочь Тулли Линдгольм и Константин Тыртов решили пожениться. Особняк Линдгольма на улице Шефнера,7 стоял неподалеку от берега бухты Золотой Рог. Летним днём свадебная процессия на катерах отправилась венчаться на крейсер «Россия». На корабле подняли флаги расцвечивания, верхнюю палубу украсили цветами. Молодых встретил строй офицеров и свадебный марш оркестра. Вскоре молодожёны отправились в свадебное путешествие в Петербург, где жила семья Константина.

В начале 1902 года, в Петербурге проходила международная рыбопромышленная выставка. Тыртов посетил её и впечатлился результатами работы в Северном море норвежского траулера «Михаил Сарс». Вскоре у него с тестем состоялся серьёзный разговор. Константин сказал, что мог бы оставить службу, если Отто Васильевич поручит ему определённое дело. Вскоре Линдгольм передал зятю часть дел Торгового дома. Вот тогда у Тыртова появилась цель: организовать добычу рыбы новым способом – тралом.

«Надежда» вела промысел в заливе Петра Великого у острова Аскольд. Это место считалось камбальным. Константин Тыртов регулярно выходил в море, изучал как лучше поставить орудие лова, какой ход судна выбрать при тралении. Летом с борта «Феди» и «Надежды» ежедневно выгружали на берег по 200 – 300 пудов свежей рыбы. Русские брали треску, китайцы –камбалу, акул и «собаку-рыбу». В улове встречались и крабы – до 300 штук.

Траллеры составили конкуренцию береговым промысловикам. Так, экипаж корейской лодки из четырёх рыбаков добывал за день всего 80 – 100 кг рыбы, 5 – 7 пудов камбалы. Немаловажно, как писала газета «Дальний Восток», к чести владельцев, они не гонятся за ценой, продают дёшево, и за 15- 20 копеек обыватель получает порядочно хорошей, свежей рыбы, тогда, как раньше, китайцы драли в 5-6 раз дороже.

Эти и другие проблемы противостояния прогрессивного и малопроизводительного способа рыболовства обсуждались на съезде рыбопромышленников во Владивостоке осенью 1911 года. Константин Тыртов выступил с зажигательной речью, доказывая преимущества активного рыболовства. Он привёл «свежие» цифры промысла: два траллера за три месяца добыли 12.238 пудов разнорыбицы. Это больше, чем улов всех кустарей. «Тралы ловят то, что до сих пор лежало мёртвым грузом на дне, –говорил Тыртов, нужно больше траллеров и тогда можно выходить в Охотское море, к берегам Камчатки»...

Через три года началась Первая мировая война, рыболовецкие траулеры приобрело Морское ведомство. Оно вооружило их для патрулирования прибрежных вод. Обстановка в стране, в мире ограничила деятельность Торгового дома Линдгольма. После установления в Приморье советской власти Тыртов остался не у дел. Он жил с семьёй на даче, знакомые встречавшие его в то время, говорили, что он стал каким-то «тусклым». Потом его видели в Харбине, Шанхае. Где-то там и затерялись следы Константина Тыртова.

Это единственное известное его изображение. Рисунок сделан пером, тушью, когда Константин служил на крейсере «Россия». Его передала краевед-историк Лариса Витальевна Александровская, зная, что я давно разыскиваю фотографию первого командира первого рыбацкого траулера на Дальнем Востоке.

Георгий КЛИМОВ

На фото: Константин ТЫРТОВ

Яндекс.Погода

Посмотреть все

Издательство Валентин представляет лучшие книги:

Земля Вольной Надежды. Книга 4Переселение корейцев на Дальный Восток Росии 1860-... Цена: 200 руб.

Земля Вольной Надежды. Книга 5 Раздольное: исторические события и личности Раздольное: исторические события и личности.... Цена: 200 руб.

Депортация. 1937 Депортация. 1937, &nbs... Цена: 600 руб.

Земля вольной надежды. Книга 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинского районаКнига 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинск... Цена: 200 руб.

Рисунки Белки Собрание сочинений в 4 т. Том 1./ А.А.Ким; - ... Цена: 300 руб.

Путь русского офицера. Записки из германского плена  Н.М.Адерсон; сост.Т.Н.Калиберова; предисл.:В... Цена: 200 руб.

Православие и корейцы: сборник статейПравославие и корейцы: сборник статей / Ав... Цена: 600 руб.