Курс Валют на 23.06.2021: Доллар 73,17руб.   Евро 87,07руб.   Йена 110,47руб.   CNY 11,3руб.

Люди реки негидальцы

Сегодня в нашей стране насчитывается более 80 коренных малочисленных народностей, которые испокон веку обитали в северных и дальневосточных регионах. Некоторые из них, как чукчи, эвенки, нанайцы, на слуху. А о других ни анекдотов нет, ни подробной информации губернаторов времён освоения Сибири.

Ну кто, скажите, сегодня знает о негидальцах? А ведь они населяли огромную территорию от устья Амгуни до низовий Амура. Какова была их численность до освоения этих земель русскими, неизвестно. Но по переписи аборигенного населения, которая проводилась в 1926 году, их зафиксировано 683 человека. А по переписи 2010 года негидальцев в России было уже 522, из которых только 28 были носителями родного языка. 

Сегодня почти все они более или менее компактно живут в Хабаровском крае. То есть остались практически на своих исконных местах обитания. Но миграционные поветрия им не чужды. Например, Всеукраинская перепись населения 2001 года выявила 50 бывших граждан СССР, называющих себя негидальцами. Ну и 2-3 десятка семей живут в других бывших советских республиках – Беларуси, Казахстане, Азербайджане.

Первые упоминания об этом маленьком таёжном народе со своим языком и специфической культурой встречаются в русских документах ХVII века. Название «негидальцы» в донесениях того времени отсутствует, но их родовой строй частично совпадал с амгуньскими тунгусами. К ним негидальцев и причислили. А выделили в отдельную народность только в начале XIX века. Тогда же и закрепили за ними это название.

Сами себя они называли по-разному: диалекты нижнеамурских и амгуньских негидальцев немного отличались. Но чаще всего и те и другие представлялись как нгегида и нейдал, то есть береговой, с берега реки, или амгун бэйнин – люди с реки Амгунь. А прозвище гиляки, которое среди русскоязычного населения на севере Хабаровского края в ходу до сих пор, произошло от названия одного из родов. 

Древними предками негидальцев была отделившаяся группа кочевых тунгусских охотников, мигрировавших по территории Забайкалья с эпохи раннего железа. Осваивая новые угодья, они постепенно продвигались на восток и через несколько столетий достигли бассейнов рек Амур и Амгунь и вышли к Охотскому морю, где и осели. Удалённость территории обеспечила естественную изоляцию миролюбивому племени, что позволило сформироваться самобытному негидальскому этносу, правда, не без влияния местных аборигенов – нивхов, ульчей и других. Однако свой язык, относящийся к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи языков, они сохранили. 

Российские казаки дошли до удалённых территорий лишь в 70-х годах XVII столетия. К этому времени и относятся первые упоминания о негидальцах, образ жизни которых не мог не вызывать удивления. Например, уже знакомые с народами русского Севера освоители Дальнего Востока узнали, что олени могут быть и верховыми животными – амурские негидальцы (и больше никто в мире) охотились именно верхом на них. 

Странными для православных казались и их верования. Максимально близкая к христианству вера в единого бога разбавлялась поклонением сэвэки – духам - хозяевам реки, ветра, леса, огня. А Солнце и Луна были помощниками верховного бога.  

Из всех духов особо почитался уйгули – хозяин медведей. Медведь – это горный человек, хозяин горной тайги. Добыча каждого медведя сопровождалась праздником. Чтобы не обидеть убитого зверя и всех его таёжных сородичей, соблюдалось множество правил. Тушу зверя с почестями приносили в селение. При разделывании важно было оставить в целости кости: вместе с черепом их хоронили после торжества. С тигром поступали так же, но он попадался охотникам редко. 

Мир негидальцев был многослойный: верхний – голубой небосвод - состоял из девяти сфер, средний – это земная поверхность, а в нижнем, подземном, жили умершие люди. Кстати, обряд похорон у негидальцев был, можно сказать, торжественный – в нём участвовали все члены общины: мужчины выдалбливали гроб, женщины шили погребальную одежду, очень нарядную. Все члены общины приносили покойному подарки. В гроб клали табак, мешочки с продовольствием, мужчинам – копьё, лук и нож, женщинам – посуду, приправы, принадлежности для шитья. Все вещи обязательно ломали, «чтобы там целыми стали». Гроб оборачивали берёстой, уносили в тайгу и на специальной поляне разводили под ним большой костёр, в который бросали кушанья и лили чай. Хоронить негидальцев в могиле стали только в XX веке.

Детей готовили к взрослой жизни с малых лет. Игры мальчиков напоминали тренировки, развивающие силу, меткость и выносливость. А девочки помогали делать заготовки, расшивали одежду и учились управляться с острым ножом. 

Яндекс.Погода

Посмотреть все

Издательство Валентин представляет лучшие книги:

Земля Вольной Надежды. Книга 4Переселение корейцев на Дальный Восток Росии 1860-... Цена: 200 руб.

Земля Вольной Надежды. Книга 5 Раздольное: исторические события и личности Раздольное: исторические события и личности.... Цена: 200 руб.

Депортация. 1937 Депортация. 1937, &nbs... Цена: 600 руб.

Земля вольной надежды. Книга 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинского районаКнига 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинск... Цена: 200 руб.

Рисунки Белки Собрание сочинений в 4 т. Том 1./ А.А.Ким; - ... Цена: 300 руб.

Путь русского офицера. Записки из германского плена  Н.М.Адерсон; сост.Т.Н.Калиберова; предисл.:В... Цена: 200 руб.

Православие и корейцы: сборник статейПравославие и корейцы: сборник статей / Ав... Цена: 600 руб.