Курс Валют на 20.04.2024: Доллар 93,44руб.   Евро 99,58руб.   Йена 154,66руб.   CNY 12,88руб.

Ольга Обертас: Город должен поражать, удивлять, радовать

«Дизайну любого города, и Владивостоку тоже, необходим кураж. Что-то в нём должно волновать человека, радовать, удивлять», - считает Ольга Георгиевна Обертас. Около четверти века она была заведующей кафедрой «Дизайна и художественного проектирования», профессором кафедры дизайна ВГУЭС. На днях Ольга Георгиевна отметила свой 80-летний юбилей. И продолжает учить студентов. 

Штрихи к портрету

Именно им, молодым дизайнерам, архитекторам предстоит оценить и сохранить неповторимый облик старого Владивостока, зарождавшегося в лучших традициях западноевропейской архитектуры и культуры как крупный город-порт на восточной окраине России. И добавить ему новых красок, линий современного стиля, той атмосферы, которая делает наш город особенным.

В середине 1990-х О.Г. Обертас впервые организовала для студентов-дизайнеров ВГУЭС обмерную практику по городским решёткам. Кованное кружево на фасадах зданий органично связывает старинную городскую среду с сегодняшним Владивостоком. Студентами было выявлено свыше 200 видов оригинальных металлических решёток. 

В период становления Владивостока существовала целая школа архитектурного декорирования. Особое внимание уделялось, например, маскаронам – этим каменным ликам, которые и в наши дни смотрят на нас,  восхищая жителей, гостей города. И, опять же, благодаря энтузиазму О. Г. Обертас, архитектурные детали сегодня являются предметом профессионального изучения для студентов-дизайнеров. В начале 2000-х вместе со своими студентами Ольга Георгиевна решила привнести в облик Владивостока цвет, графичность, некую соразмерность человеку. Вскоре серая 50-метровая подпорная стена на территории ВГУЭС украсилась яркой  оригинальной мозаикой, которая до сих пор радует глаз.

Владивосток - любимый город Ольги Георгиевны. Она очень много сделала и делает для того, чтобы он сохранил «лица необщее выражение». Выпустила несколько книг, которые тут же разошлись; выступает с лекциями не только перед студентами, -  в  музеях, библиотеках. 

Сегодня на страницах нашей газеты Ольга Георгиевна делится своими воспоминаниями о городе, где она родилась; о своих корнях. И, конечно же, вспоминает о людях, с которыми была знакома. Ведь жители – это живая память города.   

 Корни и крылья

Мне посчастливилось родиться во Владивостоке, потому что в этот город в 1913 году из Томска 17-летней девушкой  приехала моя бабушка Нина Витковская. По приглашению старшей сестры Аграфены, жившей здесь уже несколько лет.

 «Ниночка, приезжай! – писала она. – Владивосток красивый, весёлый и богатый город!». 

Аграфена сначала устроила Ниночку горничной в фешенебельный «Гранд-отель», потом - в семью инженера Парфёнова (у него был один из первых автомобилей в городе). У Парфёновых, скорее всего, и произошло знакомство Нины с Василием Михайловичем Коротеевым, известным мастером точной механики, за которого она и вышла замуж. Бабушка хорошо пела, знала много романсов, играла на гитаре. В январе 1917 года в семье родилась очень красивая девочка, моя мама. В честь пушкинской героини её назвали Татьяной, крестили в Успенском соборе, где за год до этого венчались родители. Счастье было недолгим. В 1927 году дедушке пришлось срочно бежать в Китай. Они с бабушкой больше никогда не увиделись.  

Вскоре у мамы обнаружили болезнь лёгких, бабушка, взяв самое ценное – машинку «Зингер» и Кузнецовский сервиз, - отправилась в Сибирь. По пути вся дорогая посуда разбилась, уцелела только машинка, она до сих пор прекрасно шьёт. В Томске бабушка с мамой страшно бедствовали, снимали угол за занавеской. Мама вспоминала, как покупала леденцы и продавала их на улице в розницу. Она была такой хорошенькой, что у неё их разбирали быстро, хотя в магазине эти конфетки стоили дешевле. Когда маме исполнилось пятнадцать, они с бабушкой вернулись во Владивосток. 

Бабуся, как мы её звали по-домашнему, хорошо шила, мама всегда была прекрасно одета и пользовалась большим успехом, хорошо танцевала, считалась одной из красивейших девушек Владивостока. Увы, судьба маму не баловала. Первый муж Николай Котелович умер от скоротечного туберкулёза, когда сыну Коле не было ещё года. В 1940 году она вновь вышла замуж - за инженера-судостроителя Дальзавода Георгия Николаевича Холопцева, моего отца. Он был первоклассным специалистом, талантливым руководителем, его хорошо помнили старые работники Дальзавода. В 1950-е годы отца пригласили на работу в Москву, предоставили большую квартиру, но мама наотрез отказалась уезжать из Владивостока. Мы остались. (Впоследствии отец занимал пост заместителя начальника отдела комплектации Министерства судостроения и часто посещал Владивосток).  

В моём детстве многое было связано и с бабушкой сводного брата - Ниной Фёдоровной Швецовой. Она много занималась с нами,  знала множество стихов, пословиц.  Нина Фёдоровна стала первой заслуженной актрисой театра ТОФ, она играла на одной сцене с актрисой Булатовой, мамой театрального критика Галины Островской. Режиссёром театра был Яков Вайсберг, художником – Василий Безродный. Все – необычайно талантливые и известные в городе люди. 

От первого лица 

Вот дошла очередь и до меня. Родилась я во Владивостоке 10 ноября 1940 года. Детство прошло на улице 3-ей Портовой, 1 (сейчас ул. Шкипера Гека) в обычном владивостокском дворе, где стояли несколько одно-двухэтажных домов. Наша семья жила в квартире 2, на втором этаже дома, с очень характерной для города конструкцией – цоколь каменный, верх из бруса. Из окон открывался прекрасный вид на бухту Золотой Рог. Кому ранее принадлежал дом - не знаю, очень жалею, что не сохранила обрывки старых газет, которыми обклеивались стены под обои. 

Здесь прошли 25 лет моей жизни. За это время рядом выросло здание Ленинского райисполкома, появился необыкновенный для тех времен двухэтажный «коттедж» инженера Нагорного. Известным человеком в нашем дворе был виолончелист, преподаватель владивостокской музыкальной школы Дмитрий Будрин, интелигентнейший человек. У них с женой не было детей, вероятно поэтому они так заботливо относились к нам. Будрин сам конструировал деревянные цветные мозаики для ребят. Хорошо помню их веранду, где мы часами просиживали, с увлечением собирая яркие мозаичные рисунки. 

        Впрочем, из всех выделялась ещё Ольга Николаевна Сивер, старуха с породистым лицом. По слухам, она была из дворян, имела сына и красивую дочь. А ещё – несколько домов, которые у неё изъяли в пользу государства. Приёмная дочь сына - Марина, впоследствии вышла замуж за Льва Ткачёва, ставшего известным мастером художественного слова. Он тоже проживал в нашем дворе. Владивостокский мир тесен.

         Вся детвора, обитавшая по улице 3-я Портовая, сначала ходила в школу № 9, бывшую женскую гимназию. Обучение велось раздельное: классы мальчиков и девочек. Директором была Баженова, имени-отчества не помню. Зато на всю жизнь запомнила директора школы № 28, куда мы перешли в 1954-м (обучение стало общим), - это Яков Юткович Шутый!  Практически всех учеников и их родителей он знал в лицо. Был любим и уважаем. Навсегда запомнились его «линейки» перед началом учебного года в Жариковском садике, которые он проводил без всякого микрофона, громогласно обращаясь к нам, ученикам, создавая удивительную атмосферу школьного братства. Случалось, распекал нерадивых, но как-то по-отечески. Он был настоящий последователь Макаренко. Помню, «по конституции» получила у него пять с плюсом. Яков Юткович не жалел эмоций на похвалу и на порицание тоже. Профессор ДВФУ Елена Яколевна Городецкая может по праву гордиться своим отцом. Уверена, все, кто учились при нём, до сих пор с ностальгией вспоминают школьные годы. 

А какие были учителя!!! «Три мушкетёра» – молодые математики из Москвы. Блестящий педагог Ольга Фёдоровна Гуцевич, одна из них,- так навсегда и осталась во Владивостоке.

Благодаря такой среде, могу сказать: «Я очень любила учиться». Каждый класс заканчивала с похвальной грамотой.    Запомнилась фраза учительницы в четвёртом классе на общем с родителями собрании: «А вот этой девочке и похлопать можно!». Моя мама, конечно, помнила об этом всю жизнь… 

Школу окончила с серебряной медалью в 1958-м, в том же году медалистам отменили льготы. На строительный факультет сдавала все пять вступительных экзаменов. С 25-ю баллами зачислили на строительную специальность, хотя мечтала стать архитектором (увы, этой специальности в ДВПИ тогда не было). 

Рисовать любила всегда и уже на первом курсе меня взял под покровительство Николай Степанович Рябов. Он по своей  инициативе вёл художественный кружок, где обучал архитектурной графике, рисунку. При этом был прекрасным лектором. До сих пор помню его лекции по истории архитектуры. Человек широко эрудированный, он рано занялся практической архитектурной деятельностью. По его проектам в нашем городе построено много зданий, в одном из них он и жил. Именно Николай Степанович привил мне вкус к архитектуре Владивостока. 

После защиты диплома он взял меня преподавателем на кафедру архитектуры, которой заведовал. Здесь прошли почти 30 лет. Кафедра была удивительной по своему профессиональному составу и интеллигентности. Здесь преподавали главный архитектор города Юрий Андреевич Траутман, старейший архитектор Евгений Александрович Васильев. Я ходила на работу, как на праздник. В 1986 году успешно защитила в Москве  кандидатскую диссертацию. В 1993 года стала работать на кафедре Дизайна во ВГУЭС, где в то время ректором был мой бывший студент Геннадий Иннокентьевич Лазарев. В стенах этого вуза увлеклась городской средой Владивостока. Навсегда!

Записала  Тамара  КАЛИБЕРОВА, фото из семейного архива О.Г.Обертас

На фото:  О.Г.Обертас с отцом.1963г., Владивосток;

Ольга Обертас, 1945 г.;  Татьяна Коротеева, середина 1930-х годов.; Нина Васильевна Коротеева с дочерью, середина 30-х годов;

Ольга Обертас с бабушкой и братом Колей; Танюша Коротеева, 7 месяцев, 1917 год. Фото Подзорова.

Яндекс.Погода

Посмотреть все

Издательство Валентин представляет лучшие книги:

Земля Вольной Надежды. Книга 4Переселение корейцев на Дальный Восток Росии 1860-... Цена: 200 руб.

Земля Вольной Надежды. Книга 5 Раздольное: исторические события и личности Раздольное: исторические события и личности.... Цена: 200 руб.

Депортация. 1937 Депортация. 1937, &nbs... Цена: 600 руб.

Земля вольной надежды. Книга 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинского районаКнига 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинск... Цена: 200 руб.

Рисунки Белки Собрание сочинений в 4 т. Том 1./ А.А.Ким; - ... Цена: 300 руб.

Путь русского офицера. Записки из германского плена  Н.М.Адерсон; сост.Т.Н.Калиберова; предисл.:В... Цена: 200 руб.

Православие и корейцы: сборник статейПравославие и корейцы: сборник статей / Ав... Цена: 600 руб.