Курс Валют на 25.04.2024: Доллар 92,51руб.   Евро 98,91руб.   Йена 154,81руб.   CNY 12,72руб.

Пилигримы идут по свету

Эта чудесная история началась с песни... В один прекрасный июньский день мы отправились в гости к моей подруге Лесе. Сидели на террасе. Ленивое солнце заливало всё пространство медово-янтарным светом... Леся взяла гитару и запела:

- Пешеходы, туристы, паломники населяют подлунный наш мир.

Пешеходом, туристом, паломником – выбирай, кем ты будешь из них…

Песня заканчивалась таким словами:

- Если выберешь путь, а не цель, то однажды проснешься ПАЛОМНИКОМ.

Муж Филипп крепко сжал мою руку, наши взгляды встретились, и мы сразу поняли, что этим летом будем паломниками. Решение пришло тут же. Его подсказала раковина Сен-Жака (coquille Saint-Jacques), по-русски – морской гребешок, лежавшая на террасе. Мы решили отправиться в Сен-Жак-де-Компостель – место встречи разных народов, земных и космических сил. На пути Любви.

Легенда гласит: апостол Иаков (Сен-Жак) отправился в Испанию (тогда это была римская провинция) проповедовать Новый Завет. Через некоторое время, по возвращении в Иерусалим, он был обезглавлен царём Иродом II в 44 году. Двое учеников Апостола, Фёдор и Анастас, погрузив останки Сен-Жака в лодку, отплыли к берегам испанской Галисии, где раньше проповедовал их Учитель. В это время на Галисийском пляже проходил веселый праздник, устроенный в честь свадьбы благородного рыцаря. Внезапно подул сильный ветер, забушевали волны, испугавшаяся лошадь жениха понесла своего всадника в бездну моря. Чувствуя близкую смерть, рыцарь обратился с горячей мольбой к Сен-Жаку, и свершилось чудо! Море успокоилось, подернувшись «покрывалом» из красивых ракушек, которые с этого момента носят название coquille Saint-Jacques. По нему, как по суше, лошадь со своим всадником вернулась на берег. А лодка с мощами Сен-Жака остановилась в устье реки Улья, где останки апостола были преданы земле. Его могила на долгое время была забыта, и только в 813 году живший в этой местности монах-отшельник Пелайо нашёл её, место указал звездопад. Король Альфонс II воздвиг на этом месте церковь Campus Stellae – место, обозначенное звездой. Со временем латинское название изменилось, и выросший на этом месте город стал носить имя Сен-Жак-де-Компостель, по-русски – Святой Иаков Компостельский, по-испански – Сантьяго-де-Компостела.

Христиане Средних веков, жаждущие чудес, стали с воодушевлением совершать многомесячное, полное опасностей путешествие в Компостель. Надо сказать, что поток паломников не только не иссяк в наше время, он с каждым годом увеличивается. В 2016 году в городе Сантьяго-де-Компостела побывало 260 тысяч паломников (местных жителей здесь всего 96 тысяч!) – это испанцы, немцы, португальцы, русские, итальянцы, американцы и даже японцы! Последнее место в этой статистике занимают французы. Кстати, с 1993 года часть Пути Сен-Жак-де-Компостель вошла в сокровищницу Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Конечно, мы с Филиппом не рассчитывали пройти весь «маршрут», у нас была свободная неделя, и мы решили одолеть пешком последние 156 километров. На следующий день отправились в ассоциацию Les Amis de Saint-Jacques de Compostelle. Все её члены – жаккеры – в своё время прошли дорогу Святого Иакова, а сейчас с радостью дают практические советы, выдают дневник пилигрима, который надо «компостировать» (от слова «компостель»), что служит подтверждением паломничества и даёт право на именное свидетельство. Дневник также помогает устроиться на ночлег в монастыре или в дешёвой гостинице.

В ассоциации нам дали главный совет: рюкзак должен быть лёгким, а путь – не в тягость, а в радость. А ещё озвучили основные правила пути, где основное – улыбаться, чтобы почувствовать себя счастливым и радостным.

Мы решили начать наше паломничество с испанской горной деревни О’Себрейро (в переводе на русский что-то вроде «о, какая холодина!»), где проживают около тысячи жителей. Селение расположено на высоте 1300 метров. Мы добрались туда на машине к полуночи. После знойного дня с 40-градусной температурой было приятно окунуться в прохладу ночи, но чем выше мы поднимались, тем становилось холоднее, до плюс 10. В тёмной деревне не было ни души, лишь в одном месте светился маленький огонёк. Это оказалась гостиница. Достопримечательность этих мест – овальные домики из гранита, крытые соломой, знаменитый сыр долголетия и реликвия церкви Святой Марии.

Утром нас разбудил стук паломнических посохов о каменные плиты тротуара. Поток паломников направлялся в маленькую церковь, где в 1300 году произошло чудо. В один из зимних ненастных дней горячо верующий прихожанин единственный пришел на мессу, и, как оказалось, слабо верующий кюре тогда воскликнул: «Каким нужно быть глупцом, чтобы пройти такой опасный путь из-за глотка вина и кусочка хлеба». Не успел он это сказать, как вино превратилось в кровь Христа.

При входе в церковь Святой Марии слепой монах ставил печать в дневник – круглые домики, церковь с надписью Santa-Maria.

– Вперёд! Последние будут первыми, – приободрил он нас улыбкой.

Действительно, из последних мы вскоре стали одними из первых. Многие смотрели на нас с любопытством: без рюкзаков, без сотовых телефонов, без посохов – мы шли по дороге бесчисленных предшественников Средневековья. (Здоровье мужа не позволяет ему носить более 5 кг, поэтому пришлось придумать такой план. Мы оставили автомобиль со всем необходимым в деревне с тем, чтобы пройти пешком налегке первый этап в 30 км, поставить печати в дневниках, зарезервировать ночлег и, автостопом добравшись до нашей машины, перегнать её к новому месту. И так каждый день).

Синие указатели с желтой ракушкой Святого Иакова помогали нам не сбиться с пути. Первая остановка - местечко Tricastela, вот и синее скромное здание, где мы будем ночевать. За 7 евро предлагалось место на двухъярусной кровати с бумажными простынями (в комнате таких кроватей было с десяток). Просмотрев меню на террасе маленького ресторана, Филипп рассмеялся. На первом месте значился «русский салат». Перекусив, мы приступили к операции «автостоп». Она прошла успешно. Помогла ракушка Святого Иакова, которой я голосовала.

Прежде чем отправиться на нашей машине в Tricastela, решили попробовать знаменитый местный сыр долголетия. Каково же было моё удивление, когда подали настоящий русский творог с мёдом. Никогда не думала, что отведаю его в Северной Испании! Хозяин кафе, видя мой восторг, наотрез отказался взять деньги.

К ночлежному домику мы добрались перед самым «отбоем» (в 22 часа выключается свет). Соседи по комнате подготовились ко сну, достали спальные мешки, у нас их не оказалось, а одеяла не предусматривались этим тарифом. Прикрывшись свитерками, легли спать. Но уже через пару часов проснулись от холода, вышли в вестибюль и начали делать зарядку. Ночь оказалась очень «спортивной». Умудрённые первым опытом, перед тем как выйти в путь на следующий этап, в Sarria – маленький городок, мы выбрали для ночлега монастырь Магдалины XII века.

День выдался прекрасный. На пути встречались старые романские церкви с низкими звонницами, совершенно запущенные. Дорога играла с нами в спуски и подъёмы, спутники менялись, и только один сохранял постоянную дистанцию. На его рюкзаке я разглядела прикреплённый флаг с надписью «СССР». Догнав его, поздоровалась. Он ответил на приветствие, но не остановился, не изменил ритма ходьбы. У него было загорелое лицо с усиками «а-ля Дали». Выяснилось, что он внук испанских республиканцев, живших в Советском Союзе. В нём чувствовались простодушие и одновременно твёрдость бойца. К тому же он оказался философом.

– Я могу идти рядом и говорить с тобой? – спросила я.

– Конечно, но только один километр, одиночество для меня – драгоценная оболочка моих мечтаний. Ты ведь знаешь закон дороги – «Мы встречаемся, чтобы расстаться»… Я иду сейчас с этим провокационным флагом, и многие смотрят на меня с такой доброжелательностью, что начинаю думать: коммунизм – это тоже любовь...

Надо было преодолеть бесконечное множество ступеней, чтобы попасть в женский монастырь Магдалины. У входа встретили сёстры в «униформах», поставили печати в дневники, за 9 евро предложили ночлег в большой (на 20 кроватей) опрятной спальне. Здесь нет разделения на мужчин и женщин – все паломники. Конечно, это гостевая часть монастыря, где мы можем пить чай на кухне, общаться. Настоящая монастырская жизнь скрыта от наших глаз и вход туда закрыт.

От «дежурной» монахини узнала о проекте Безанской тюрьмы – освобождать заключенных на 45 дней раньше срока, чтобы они под наблюдением «сопровождающего» прошли путь Сен-Жак-де-Компостель. Группа таких «пилигримов» оказалась рядом с нами в монастыре. Их «начальник» рассказал, что три года назад шесть человек уже прошли этот путь. Все сейчас живут нормальной жизнью, создали семьи, зовут на крестины.

Как причудливо перекрещиваются судьбы людей, думала я, перелистывая книгу отзывов. Здесь были записи на многих языках мира: «Здесь душа общается без слов», «Ты смотришь на время горизонтально, а Бог – вертикально»…

У меня появилось желание написать:

Мы – пилигримы, и путь наш долог...

Мучителен поиск своей тропы,

Надеется каждый – и стар и молод –

Увидеть свет далёкой звезды.

Пройдём мы упрямо сквозь холод и зной,

Найдём ли ответ и душевный покой?

Иль снова на долгие выйдем пути

Во имя Истины, во имя Любви.

Невозможно описать все разговоры и встречи во время паломничества. Сила, которую приписывают Святому Иакову – покровителю пилигримов, заключается в духовном преображении паломника. Оно заметно даже внешне. Прежде всего – это улыбка.

Ты ощущаешь какую-то магию дороги. Она исхожена ещё кельтами, которые шли на запад, чтобы увидеть край света. Путь не завершается в Сантьяго, он продолжается до Атлантики, до мыса Финистер, что означает «конец земли».

…Последний этап Пути. Мы проснулись рано и были награждены слезами звёзд, видом утренней росы. В этот день все казались каким-то задумчивыми, по всей видимости, каждый подводил итоги Пути, феномен которого – это желание каждого из нас стать ЛУЧШЕ!

Мы идём под июльским солнцем Испании. Жарко, но где-то рядом слышится спасительное журчание ручья и громкий смех. Через несколько минут всё становится ясно: это знаменитый ручей Lavacolla – последнее водное препятствие перед Сантьяго. Паломники прошлых веков, в основном мужчины, по обычаю должны были вымыться, уделяя особое внимание интимным местам, поэтому Lavacolla означает «вымой мужские яички». Сегодня эта традиция не соблюдается, но даёт повод для анекдотов.

Наконец, мы поднимаемся на Monte de Gozo – гору Радости. Отсюда уже виден Сен-Жак-де-Компостель! Удивительно, но наша радость имеет привкус грустинки – наш путь приближается к концу. Вот и долгожданный Сантьяго! Адрес для ночлега Святой Иаков приготовил, кажется, специально для меня: rua Moscova! (150 мест, 8 евро с человека). Находим безошибочно нужный дом по светлым березам, обрамляющим зелёную лужайку. Под берёзами деревянные столы и скамейки. Здесь много молодёжи со всех стран Европы.

Утром, энергично шагая по чистым тротуарам Сантьяго, направляемся к собору Святого Иакова. Заблудиться невозможно: высокие шпили колокольни, медные ракушки Сен-Жака, инкрустированные в камни тротуара, – всё указывает дорогу. Паломники с посохами в руках спешат в одном направлении. Многие из них были в пути несколько месяцев и прошли более тысячи километров!

Мы регистрируемся в паломническом центре, где получаем дипломы пилигримов. Нам назначают время мессы, где будут оглашены наши имена с указанием страны и количества пройденных километров. Какая удача, что попадём на торжественную полуденную мессу, эта церемония Botafumeiro проходит лишь 12 раз в год. Увидим знаменитую, самую большую в мире кадильницу (1851 год), высотой 1,6 м и весом 54 кг! Её приводят в движение восемь монахов с помощью толстой верёвки. Кадильница выделяет ароматное облако ладана. Раньше считалось, что дым, поднимающийся к небу, – символ молитвы. Но была ещё причина окуривания паломников – их густой устойчивый запах «святости» немытых тел и одежды, многие долгое время ночевали в соборе, чтобы набраться сил на обратный путь.

По традиции, в первую очередь следует коснуться портика Славы, поместив свои пять пальцев в отметины, оставленные в камне миллионами паломников. Затем, следуя паломнической традиции, поднимаемся по ступеням, чтобы обнять за плечи статую святого Иакова и попросить исполнения заветного желания. Когда настал мой черёд, я прошептала на ушко Святому Иакову просьбы моих многочисленных друзей, для себя ничего не просила (многие просьбы уже начали исполняться!).

При выходе из собора мы столкнулись со стареньким кюре, поблагодарили его. Узнав, что я русская, он с гордостью сообщил, что 13 ноября 2004 года участвовал в совершении первого православного компостельского богослужения.

– С тех пор у нас много русскоговорящих пилигримов, я научился различать их в толпе и даже выучил несколько фраз по-русски. Приходите ещё. Мы будем ждать.

Людмила МАРШЕЗАН

Яндекс.Погода

Посмотреть все

Издательство Валентин представляет лучшие книги:

Земля Вольной Надежды. Книга 4Переселение корейцев на Дальный Восток Росии 1860-... Цена: 200 руб.

Земля Вольной Надежды. Книга 5 Раздольное: исторические события и личности Раздольное: исторические события и личности.... Цена: 200 руб.

Депортация. 1937 Депортация. 1937, &nbs... Цена: 600 руб.

Земля вольной надежды. Книга 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинского районаКнига 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинск... Цена: 200 руб.

Рисунки Белки Собрание сочинений в 4 т. Том 1./ А.А.Ким; - ... Цена: 300 руб.

Путь русского офицера. Записки из германского плена  Н.М.Адерсон; сост.Т.Н.Калиберова; предисл.:В... Цена: 200 руб.

Православие и корейцы: сборник статейПравославие и корейцы: сборник статей / Ав... Цена: 600 руб.