Курс Валют на 16.04.2024: Доллар 93,59руб.   Евро 99,79руб.   Йена 153,39руб.   CNY 12,88руб.

Кем ты себя считаешь?

Всё смешалось в большом
доме землян. Порой кажется, что исчезли государственные границы, что происходит
некое броуновское движение, а в нашем далёком крае остаётся всё меньше русских. Так ли это на самом деле? Об этом корреспондент «УВ» беседует с
кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником отдела этнографии,
этнологии и социологии Института истории, археологии и этнографии народов
Дальнего Востока ДВО РАН Галиной Ермак (на фото).

- Последняя перепись
населения, проведённая в 2010 году, насчитала в нашем крае представителей более
150 национальностей, - рассказывает Галина Геннадьевна, - но при этом 86
процентов населения – русские. Это процент от общей численности населения
Приморского края, опрошенного во время переписи, в том
числе и тех, кто не назвал
национальность, кому это безразлично. Что же касается определившихся со своей этнической принадлежностью, то картина будет выглядеть примерно так: 93 процента – русские, а 7 – все
остальные, то есть ещё 157 народов.

В Приморье всегда жили
«люди разных народов». Огромный вклад в освоение территории внесли русские,
украинцы, белорусы, татары, корейцы... Многие, думается, знают о польской
династии Янковских, а вот о большой и эффективной роли переселенцев из Финляндии (1860-е гг.) мало кто слышал. Их потомки
помнят о своих корнях, но уже считают себя русскими. Национальность, или, как
принято сейчас говорить, этническая принадлежность – это подвижная
характеристика, которая может меняться.

- И, тем не менее, люди стараются объединиться в различные союзы именно по
национальному признаку.

- Давайте попробуем
разобраться. Сегодня исследователи говорят: последнее прибежище национальности
– это самосознание, то есть то, кем ты себя считаешь. Многие, наверное, видели
по ТВ сюжеты, к примеру, об афророссиянах, говорящих
на русском языке и считающих себя русскими. А российские корейцы порой и языка
своего не знают и в Корее никогда не были, но считают себя корейцами. А вот в
нашем крае среди представителей коренных малочисленных народов есть, например,
тазы – потомки смешанных браков китайцев с удэгейками и нанайками. Их всего-то
в Ольгинском районе около 300 человек, но этот уникальный народ старается
сохранить свою культуру.

Надо сказать, что до
революции в России учёта по национальности вообще не было, он вёлся по языку и
религии. Сейчас как бы «всколыхнулось» самоопределение – мол, я такой-то
национальности, появились активисты, стремящиеся сохранить культуру своего
народа. При этом свои объединения,
которые чаще всего представляют национально-культурные общественные
организации, они порой называют диаспорами, что в корне не верно. У нас же
зачастую говорят, к примеру, о татарской или чеченской диаспоре Приморья. Но
они жители России. А вот украинцы – представители уже другой страны, поэтому
можно говорить об украинской диаспоре в России. Правда, стоит при этом
вспомнить, что изначально 80 процентов всего сельского населения края были
выходцами с территории Украины. Теперь их потомки ходят в фольклорные
коллективы, которые есть при национально-культурных организациях, называемых
украинской диаспорой. Диаспора ли это?

- А стоит ли вообще объединяться
представителям отдельных народов при возрастающей глобализации?

- Процессы глобализации не
так однозначны, они не только унифицируют культуру, но и дифференцируют ее. Сейчас больше говорят о глокализации, то есть о
варианте глобализации, когда востребованней оказывается всевозможная локальная
специфика.

Однако давайте не забывать,
что любой человек ищет прежде всего определённости, которая даёт ресурс
выживания. Возьмём, например,  коренные
малочисленные народы Дальнего Востока. С одной стороны, они стремятся сохранить
свой язык, а с другой – предпочитают, чтобы дети больше внимания уделяли
изучению английского, который позволит им быть более востребованными
профессионально.

В окружении же этнического
большинства представители той или иной этнической
немногочисленной группы ищут поддержку, опору,
им легче всего объединиться именно по этническому признаку. Огромную роль
играет этническая принадлежность (национальность) у этнических мигрантов, оказавшихся за пределами родины.

Приморцы нередко воспринимают трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья  как чужаков. Но они могут принять (и принимают) российское гражданство. И становятся полноправными
россиянами. Если это законопослушные граждане – добро пожаловать в наш
многонациональный край!

- И всё же уточните, что такое диаспора?

- Диаспора – это часть
народа, проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплочённые и
устойчивые этнические группы в стране проживания и имеющая общественные
организации, СМИ для поддержания и развития своей идентичности и общности.
Представители всех народов, проживающих 
в Российской Федерации, могут создавать национально-культурные
общественные организации, чтобы сохранить свои традиции, культуру. Таким
образом,  они способствуют, прежде всего,
укреплению гражданского общества.

Автор: Ирина Назарова

Яндекс.Погода

Посмотреть все

Издательство Валентин представляет лучшие книги:

Земля Вольной Надежды. Книга 4Переселение корейцев на Дальный Восток Росии 1860-... Цена: 200 руб.

Земля Вольной Надежды. Книга 5 Раздольное: исторические события и личности Раздольное: исторические события и личности.... Цена: 200 руб.

Депортация. 1937 Депортация. 1937, &nbs... Цена: 600 руб.

Земля вольной надежды. Книга 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинского районаКнига 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинск... Цена: 200 руб.

Рисунки Белки Собрание сочинений в 4 т. Том 1./ А.А.Ким; - ... Цена: 300 руб.

Путь русского офицера. Записки из германского плена  Н.М.Адерсон; сост.Т.Н.Калиберова; предисл.:В... Цена: 200 руб.

Православие и корейцы: сборник статейПравославие и корейцы: сборник статей / Ав... Цена: 600 руб.