Курс Валют на 01.12.2020: Доллар 76,2руб.   Евро 91,2руб.   Йена 104,16руб.   CNY 11,58руб.

Неоткрытые острова. Мир Михаила Шапкина

На первый взгляд, пространство приморского изобразительного искусства выглядит в достаточной степени исследованным. Однако научный поиск порой даёт шанс открыть ранее неизвестную творческую территорию. В 2019 году сотрудниками Приморской государственной картинной галереи была обнаружена terra incognita — Михаил Павлович Шапкин, художник с интереснейшей биографией. 

Желая сделать статью максимально живой и достоверной, художнику было предложено самому составить своё краткое жизнеописание. Что он и сделал: «Родился в 1937 г. в Артёме. Отец был шахтёр, мать – врач-хирург. Отец в 1942 г. ушёл на фронт и в 1943-м погиб под Ленинградом. Мы переехали во Владивосток. Море мне понравилось. Когда исполнилось восемь лет, благодаря матери я уже хорошо плавал и нырял. Рисовал постоянно. В пятом классе написал картину «Похищение Поликсены». Писал портреты своих одноклассников. Закончил школу. Отслужил три с половиной года в армии и вернулся во Владивосток. Поступил на физмат в университет. Спустя время понял: моя дорога – это дорога художника. 

В 1968 г. уехал в Ригу, решив учиться у художников, которые нравились своим творчеством. Работал в мастерских Д. Скулме, А. Мешенковой, у Игоря Васильева. В Тбилиси учился и работал в мастерской Антимоза Горгадзе. У них впитывал знания, которые будут нужны... Когда вернулся во Владивосток,]меня пригласили в Приморский художественный фонд, где проработал 36 лет. Писал картины, делал рельефы, решал монументально-декоративные композиции. 

Параллельно конструировал спортивные и гоночные автомобили, на которых участвовал в пробегах и автогонках. Мне нравился морской мир... Эту тему решаю по сей день. Уверен, что искусство – это напоминание о красоте... Считаю, если человек видит и любит красоту – он живёт. А увековечивая красоту, ты даёшь ей возможность продолжаться во времени». 

Неординарно, не правда ли? Человек без профессионального диплома. С точки зрения обывателя – и не художник вовсе! В данном случае проявилось одно из корневых природных качеств Михаила Шапкина – не следовать в общем потоке. Отзанимавшись два месяца в Латвийской академии художеств, куда был принят сразу на второй курс, Михаил решил, что этот способ набора знаний недостаточно эффективен. И организовал свои собственные «университеты» – знакомился с заинтересовавшими его художниками и шёл к ним в ученики. На срок, который определял сам. 

В кругу приморских коллег, уже в начале 1960-х, Михаил Павлович приобрёл репутацию надёжного, с «поставленным глазом», крепкой профессиональной хваткой и разноплановыми техническими навыками художника. С равным успехом выполнял и творческие станковые, и заказные дизайнерские и оформительские работы. В 1966 г. по приглашению Юлия Семёновича Рачёва пришёл в Художественный фонд при Приморском отделении Союза художников РСФСР. Но любопытная деталь — членом Союза художников так и не стал. Ему предлагали вступить, и не раз. Он отказывался. Чувство свободы подсказывало «дистанцироваться». При этом его работы охотно включали в групповые выставки под флагом Союза художников, более сотни холстов были приобретены коллекционерами. 

Михаил Павлович подкупает наличием редкого в наши дни (да и, наверное, во все времена) личного кодекса чести, который включает в себя понятие гордости (но не гордыни), жёсткую самодисциплину и практически полное отсутствие честолюбия. 

На выставке представлены различные тематические направления художника. Первое – человек и подводный мир, микрокосм и «ближний космос» – чарующий и таинственный. Отменный ныряльщик, Шапкин почувствовал: при погружении на глубину более 20 метров начинаешь чувствовать себя песчинкой, осознаёшь телесную хрупкость. Оттенки такого состояния и стремится передать автор в работах «подводного» цикла.

 Картины «Мама» и «Вечерний свет» адресуют зрителя к сакральным духовным глубинам русского народа. К тем незримым вековым скрепам, что позволяют в сумятице исторических обстоятельств сохранять изначальную национальную самоидентичность. Прекрасно разработанные пейзажные сюжеты составляют ещё одну тему из творческого спектра художника. Эта группа работ проявляет внутреннюю текстуру личности Михаила Шапкина, где лирико-поэтическое начало Мастера гармонически уравновешивается строгим, в чём-то даже суровым пластическим наполнением.

 В ближний круг приятелей-коллег Михаила Шапкина входили Виктор Фёдоров, Валерий Ненаживин, Игорь Кузнецов. Личности яркие, оставившие глубокий след в истории дальневосточного искусства. Каждого из них можно уподобить уникальному острову в архипелаге российской культуры. Острову обследованному и описанному. С Михаилом Шапкиным пока такого не случилось. Но это непременно произойдёт. Уже происходит. Персональная музейная экспозиция – первая в биографии мастера – даёт возможность в этом убедиться.

Юрий ВОЛКОГОНОВ, куратор выставки, фото Сергея КИРЬЯНОВА

Яндекс.Погода

Посмотреть все

Издательство Валентин представляет лучшие книги:

Земля Вольной Надежды. Книга 4Переселение корейцев на Дальный Восток Росии 1860-... Цена: 200 руб.

Земля Вольной Надежды. Книга 5 Раздольное: исторические события и личности Раздольное: исторические события и личности.... Цена: 200 руб.

Депортация. 1937 Депортация. 1937, &nbs... Цена: 600 руб.

Земля вольной надежды. Книга 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинского районаКнига 1. Очерки дореволюционной истории Надеждинск... Цена: 200 руб.

Рисунки Белки Собрание сочинений в 4 т. Том 1./ А.А.Ким; - ... Цена: 300 руб.

Путь русского офицера. Записки из германского плена  Н.М.Адерсон; сост.Т.Н.Калиберова; предисл.:В... Цена: 200 руб.

Православие и корейцы: сборник статейПравославие и корейцы: сборник статей / Ав... Цена: 600 руб.